проект Ahey©

Главная
Назад

Даниил Силантьев

Фантастический учебник для реальной жизни

В 1937 г. одно из Британских информационных агентств обратилось к нескольким сотням ведущих мировых ученых с просьбой сделать прогноз - каковы будут самые значительные открытия в науке в следующие 25 лет. Когда пришло время подводить итоги, оказалось, что ученым мужам не удалось напророчить появление атомной бомбы, лазера, компьютера, полет в космос - все то, что определило последующее развитие человечества. Однако почти все эти изобретения были не только предсказаны писателями-фантастами, но и детально ими описаны.

Люди всегда стремились любое явление разложить по полочкам, по ящичкам и к каждому обязательно приделать ярлычок. Вот здесь, мол, лежит что-то хорошее, а вот сюда лучше не соваться. Так и в литературе. Есть "хорошие" книги, т.е. официальные, их проходят в школе и ВУЗе, по ним пишут серьезные исследования, а есть "легкое чтиво", которое вроде как и тоже литература, но не совсем - так… развлекаловка. При чем к ней причисляют не только откровенно простенькие произведеньица, но и все, что не понимают, точнее не воспринимают "серьезные умы". Вот и оказались в одном разделе книги об очередных безумствах Бешеного, рассказы ненормальных домохозяек о том, как они раскрывали убийства забегая по пути в модные магазины, а также душещипательные истории повествующие о поисках настоящими блондинками с высокой грудью и благородным воспитанием своей единственной любви в романтических домах терпимости или в гостиных мадам де Помпадур, что, в общем, одно и то же. Как ни печально, но угодили в эту кучу и шедевры, нет, не "серьезной литературы", а фантастики. Но общего у них с вышеозначенной массой мало.

На первый взгляд все просто - фантастическим произведением является все, что построено на откровенном вымысле. В этом смысле литературоведение не делает особой разницы между баснями Крылова, сказками братьев Гримм и, например, культовой книгой Фрэнка Херберта "Дюна"! Но фантастика это не литературный жанр, а творческий метод, позволяющий писателю выстроить художественный мир с отклонением от окружающей его реальности.

Основателем настоящей фантастики стал Жюль Верн, прославивший не только как автор приключенческих романов, но и как создатель оригинальных идей обогативших мировую фантастическую прозу. Хотя в его произведениях фантастический домысел, часто самодостаточен, и все повествование сводится к описанию технических характеристик "изобретения". Но все-таки, ему впервые еще в XIX веке удалось выстроить свой мир, в котором нашлось место подводным лодкам, полетам на Луну и гигантским вертолетам. Толчок был дан, фантастика начала свое развитие. Герберт Уэллс знаменит не только как автор "Войны миров", но и как "изобретатель" машины времени, ядерной войны (еще до начала Первой Мировой войны, когда человечество не знало ужасов всемирной схватки), анабиоза и многого другого. Чуть позже из фантастики научной(science fiction), строившей свои самые смелые мечты только на реальной основе, появилась фантастика сказочная - фэнтази. Она не демонстрировала до чего могут дойти технологии, но давала возможность людям из бетонных закоулков современных городов вспомнить, что в мире есть честь, доблесть и немножко волшебства. Еще позже появилась фантастика социальная, граничащая с антиутопией; темпоральная, рассказывающая о хрупкости времени, боевая и т.д. Всех ответвлений не перечесть.

Фантастика не просто поддерживает в людях веру в прогресс, она является неиссякаемым источником новых идей и для кинорежиссеров, и для инженеров. По статистике, основная масса любителей фантастики состоит из людей с высшим техническим образованием, и значит ни одна идея не исчезает бесследно. Многие термины, которые мы сейчас употребляем не задумываясь, были рождены фантастами - космонавт, робот, космическая станция, психоистория и т.д. Еще братья Стругацкие заметили, что чтение фантастики воспитывает особого человека. Человека, для которого нет ничего невозможного - все невозможное уже описано в книгах, для него нет не доступного пониманию - тот, кто знает, что желеобразные шары с планеты Тубан самые лучшие математики во Вселенной и при этом весьма дружелюбны, всегда сможет понять своего собеседника. У любителей фантастики вырабатывается особая гибкость мышления, позволяющая свободно ориентироваться практически во всем от устройства субатомных аннигиляторов, до социальных проблем межгалактических сообществ. Это только на первый взгляд в этом нет ничего полезного, на самом деле массу прочитанной фантастической литературы можно сравнить с хорошим образованием, которое дает не сумму знаний, а способ познания окружающей действительности.

Спору нет, совсем не вся фантастическая литература может привести к столь замечательным результатам, но тот кто знает, что такое хорошая книга, всегда отделит зерна от плевел.

Даниил Силантьев


P.S. Особенное спасибо Р. Хайнлайну, А. Азимову, Д. Толкину, Э. Расселу, К.Саймаку, бр. Стругацким, Р. Желязны и многим-многим другим фантастам.

Несколькими своими мыслями с нами любезно согласился поделится классик американской фантастики Роберт Шекли, побывавший в Екатеринбурге на вручении премии "Аэлита-2003"

- Современная фантастика очень сильно изменилась по сравнению с "Золотым веком", когда творили такие мэтры, как Азимов и Хайнлайн, в чем-то она стала более жестока. На Ваш взгляд, может ли сейчас этот жанр влиять на молодое поколение так, как это было раньше?
Сейчас очень много печатается новых фантастических романов, которые написаны в ключе отличном от классической школы, но она тоже очень и очень хорошая и интересная.

- То есть вы считаете, что фантастика будет влиять на юношество?
Да, обязательно.

- Чему должна учить фантастическая проза?
Всегда остаются приоритетными общечеловеческие ценности. Но все зависит от человека - каждый находит свое. Однако самое главное, что дает фантастика - это чувство безграничной свободы и бескрайних возможностей, если что-то возможно в ней, то когда-нибудь это можно будет воплотить и в реальную жизнь.

- Ваши произведения очень философичны, кто из философов вам больше всего нравится?
Сократ, Платон, Монтень, Шопенгауэр, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, уважаю и читаю буддийских философов.

- Какой из своих романов вам нравится более других?
"Обмен разумов".

- Знают ли на Западе русскую фантастику, как ее там воспринимают?
Американские авторы слишком заняты продвижением своих произведений и у них нет времени на то что бы знакомится с чьей бы то ни было фантастикой, не говоря уже о русской. В Америке жизнь очень быстра, все происходит в таком темпе, что очень сложно уследить за всеми веяниями и люди которые увлекаются фантастикой, редко находят время на новинки отечественных авторов. Читателю достаточно трудно найти российскую литературу и составить о ней свое мнение.





Главная
Назад
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz