проект Ahey©

Главная

Даниил Силантьев

Ловец инвестиций

опубликовано в журнале "Деловой квартал"

После скандала с ЮКОСом дискуссии об инвестиционной привлекательности страны стали особенно актуальными. Иностранные бизнесмены теряют интерес к России, но власти не хотят этого признавать, а предпочитают рапортовать об успехах, сопутствующих привлечению капиталов. Однако если обратиться к опыту маленькой Чехии, сопоставимой по промышленному потенциалу со Свердловской областью, напрашиваются иные выводы. Чехии в 2002 году удалось привлечь прямых инвестиций столько же, сколько всем странам бывшего СССР вместе взятым. Секрет в том, считает директор департамента маркетинга чешского агентства по иностранным инвестициям Czechinvest Роберт Гейзак, что привлечь капиталы - только полдела, надо еще сформировать систему работы с инвесторами.

Досье

Чешское агентство по иностранным инвестициям Czechinvest создано министерством промышленности и торговли республики в 1992 г. Главная задача - обеспечить приток прямых инвестиций в чешскую экономику. Агентство предоставляет разностороннюю информацию, занимается поиском промышленных зон и чешских субподрядчиков для инвестора, содействует переговорам иностранных бизнесменов с правительством, курирует производство. Czechinvest располагает отделениями в Чикаго, Сан-Франциско (Силиконовой долине), Иокогаме, Гонконге, Кельне, Брюсселе, Лондоне и Париже.



Конъюнктура деньгам не помеха

Везде, кроме Центральной, Восточной Европы и бывшего СССР, прямые капиталовложения сокращаются. Последние получили в 2002 году на 15% больше инвестиций, чем в 2001-м. Общая сумма составила примерно $33 млрд. 60% из них пришлось на Чехию, Венгрию, Польшу, Словакию и Словению. Чехии досталось $9 млрд, тогда как остальным не более $4 млрд. Из-за продолжающейся стагнации европейского товарного рынка деньги в основном вкладывались в бизнес, связанный с потребительским сектором, тогда как инвестиции в производство продолжали падать. Трудоемкие отрасли промышленности, чтобы снизить издержки, связанные с ростом заработной платы, постепенно выводят в Китай, на Украину или в Румынию. Россия остается важным объектом для инвестиций. Среди ее плюсов - огромные размеры и богатые природные ресурсы. Однако деловую активность сдерживают административные барьеры и сложности с законодательством. В целом, стабильный приток инвестиций в 2002-2003 гг. удалось сохранить только Чехии и Словакии.
Подготовлено на основе аналитических материалов Венской школы международной экономики и Австрийского института экономических исследований.

Как получить миллиард

- Что вас привело в Czechinvest?

- Я закончил Пражский экономический университет, 4 года работал в консультационной фирме при Европейской комиссии, анализировал рынки труда в разных странах. Потом учился в японском университете. Когда вернулся в Чехию, узнал, что открылась вакансия в агентстве Czechinvest. Мне показалось, будет интересно поработать с иностранными фирмами.

- После вашего прихода в Czechinvest его цели менялись?

- Наша главная задача в 1992 г. - это возвращение Чехии на инвестиционную карту мира. Ни одну зарубежную компанию тогда Чехия не интересовала. Считалось, что у государства огромные риски. Мы стремились показать, что это не так и опасности нет. Для этого проводили программы в разных странах, в том числе в Японии, США и государствах Европы. Параллельно с этим мы оказывали помощь иностранным инвесторам, и именно тогда у нас появился отдел проект-менеджеров. Эти специалисты сопровождали каждое вложение, превышающее $3 млн. Мы сразу поняли, что необходимо менять инвестиционный климат в стране.

- Czechinvest - государственная структура, и одна из ее задач - посредничество между инвестором и властью. Нет ли здесь противоречия?

- Наше агентство очень своеобразное. Государственная организация работает как частное предприятие. У нас та же самая система мотивации работников, оплаты труда, как и на частных предприятиях. Все это отражается на качестве работы. Поэтому мы отлично понимаем и тех, и других - противоречия нет.

- Но если агентство организовано как частная фирма, оно должно приносить прибыль. Как сочетаются затраты и прибыль?

- Эффективность нашей работы показать совсем легко. Посмотрите, сколько инвестиций мы привлекли - вот вам и результат. Сегодня наш бюджет около 160 млн крон, то есть около 160 млн рублей, и в прошлом году благодаря агентству Чехия получила более $2 млрд. При этом в организации работает примерно 10 человек, плюс по сотруднику в зарубежных бюро. Сами видите, расходы у нас совсем небольшие.

- Собираетесь ли вы открывать новые представительства?

- Сегодня мы не хотим расширять сеть, так как уже выяснили, откуда приходят инвестиции в республику, и во всех ключевых регионах у нас уже есть отделения. Например, нет необходимости открывать бюро в Испании - там нет крупных инвесторов, так как их экономика основана на малом и среднем бизнесе. Может быть, в будущем откроем бюро где-то в Скандинавии, но более нам пока нет смысла расширяться.

- А откуда к вам идут инвестиции?

- Здесь есть две статистики - одна Центрального банка, где учитываются все средства, вложенные в нашу экономику. По данным банка, важнейшие инвесторы - Германия, Франция и Голландия, так как они приняли участие в приватизации. Другие данные - от Czechinvest, по которым стратегическим партнером оказывается Япония. Больше всего проектов с нуля развивают Германия, США и Великобритания.

- Есть ли какая-то система поиска инвесторов и как она работает?

- Существует перечень ключевых отраслей, в которых Чешская республика наиболее заинтересована, - это производство автомобилей, электроника, пластмассы, фармацевтика и медицинское оборудование. Мы уже знаем, что в текстиле или производстве стекла нам нет смысла развиваться. Эти отрасли слишком сильно зависят от внешних поставок, они очень трудоемки, а затраты растут, и бизнес уходит из страны. Есть разные методы поиска инвесторов: наши специалисты посещают выставки, организуют собственные семинары, презентации. Кроме того, есть база стратегически важных компаний, и наши сотрудники стараются держать с ними постоянную связь. Ежегодно мы посылаем зарубежным партнерам информацию о Чешской республике. Личные контакты тоже очень важны. Интересуемся их планами, и если они хотят открыть здесь производство, мы сразу предлагаем им помощь.

- Какие проекты были самыми удачными?

- Наиболее крупное вложение было в начале прошлого года, когда концерн Toyota построил фабрику, инвестировав в республику $0.5 млрд. Кроме того, у нас работают такие гиганты, как Philips и Bosсh. Flextronix (тайваньская компания), построившая у нас завод, теперь один из крупнейших чешских экспортеров, производит почти половину всех компьютеров в Европе. А после того как у нас появилось производство Toyota, нами заинтересовались японские подрядчики, которые хотят переселить свои производства.

- Вы поддерживаете любое вложение денег в страну?

- Есть инвестиции, которые придут без помощи. Например, торговые сети. Банки, финансовый сектор тоже не имеет смысла поддерживать. Нас интересуют так называемые мобильные проекты, то есть инвесторы, которые могут разместить свое производство в любой стране: Чехии, Аргентине, Мексике - не имеет значения. Наша работа в том, чтобы они обратили внимание на Чехию.

- Чем она может заинтересовать инвесторов: дешевой рабочей силой? недорогой землей?

- Есть проекты, для которых республика привлекательна только в силу географического положения: мы все-таки в центре Европы находимся. Для фирм, у которых есть клиенты в Германии, изготавливать продукцию в Чехии дешевле, да и логистические расходы в этом случае совсем невелики. Кроме того, учитываются затраты на рабочую силу и квалификацию персонала. Не все проекты можно вынести в Юго-Восточную Азию, потому что там не хватает подготовленных кадров.

- Какие из ваших услуг наиболее востребованы инвесторами?

- Обычно бизнесмены просят помочь с поиском промышленной зоны. Этим занимается наш отдел, который ведет базу всех площадок. Во-вторых, востребованы услуги проект-менеджера. Представьте, вы собираетесь вложить деньги в чужую страну: идете в одно ведомство, в другое, не знаете, куда обратиться, - это все страшно неудобно. Мы, чтобы оградить от всей этой волокиты, перекладываем часть забот на проект-менеджера. Важны и инвестиционные стимулы. Каждый год мы готовим предложения для правительства по улучшению системы стимулирования вложений в чешскую экономику.

- И правительство реагирует на ваши предложения?

- Сначала с этим были сложности, но теперь, когда польза от агентства очевидна, работать стало значительно легче. Например, если инвестор говорит, что у нас не работает система таможенных деклараций, то мы идем в соответствующее министерство и предлагаем внести в нее изменения. Обычно правительство учитывает наши советы. Мы делаем для повышения инвестиционной привлекательности все, что от нас зависит.

- А чем вы можете помочь чешским компаниям?

- Мы занимаемся поиском подрядчиков для иностранных фирм, чтобы им не приходилось везти все комплектующие для своего производства из-за рубежа. Инвестиции дают возможность чешским фирмам нарастить собственные объемы. Это становится для нас все более важной задачей. Используя базу субподрядчиков, мы запустили программы развития отечественных фирм. Это нужно для повышения технологической и управленческой квалификации, равного сотрудничества с иностранными партнерами.

- То есть программа больше учебная?

- Да, она обучающая, но это только первая ступень. Существует еще система аккредитации. В нашу базу входят только те предприятия (всего их около 150), которые соответствуют определенным критериям. Например, компания должна относиться к тем ключевым секторам, которые я перечислил ранее, иметь контракты с иностранными партнерами и т.д.

- Каким образом агентство сопровождает инвестиции?

- Помогаем решать проблемы, которые возникают, например, с таможней. Конечно, невозможно обслуживать все проекты, но мы стараемся. Это делается не только для удобства бизнесменов. Таким способом мы получаем нужную нам информацию. Если у инвесторов появляется новый проект, мы сразу о нем узнаем и начинаем работать. Например, нам удалось привлечь 4 проекта компании "Мацушита". Первый запустили в Чехии в 1996 г., а через 6-7 лет они ввели в строй уже 4-й проект. Это работа наших менеджеров.

- Бывали ли случаи, когда инвестор с уже разработанным проектом отказывался от вложения денег?

- Нет, ни один предприниматель, который прошел через Czechinvest, еще не отступил от своих намерений. Подобное случается в основном фирмами, не использующими высокие технологии. Наши инвесторы имеют налоговые каникулы, и это их стимулирует. А если все-таки захотят уйти, то все государственные субсидии придется возвращать. Это держит.

Братья по разуму

Роберт Гейзак (Robert Hejzak)- Между Свердловской областью и Чехией много общего - это старопромышленные районы, которые в 1990-х пережили тяжелый кризис. Как, по-вашему, увеличить поток инвестиций в область?

- Наш опыт показывает, что начинать надо с простого знакомства с вашей территорией, рассказать, что она из себя представляет. А во-вторых, надо наращивать экономический потенциал.

- На ваш взгляд, что думают о Свердловской области за рубежом?

- Вопрос надо задавать чешским фирмам, которые работают с вами. Мое понимание таково: о том, что находится за Уральским хребтом, почти ничего не знают. Если я, скажем, представитель германской фирмы, который ничего даже не слышал о Екатеринбурге, то я по определению не могу выбрать ваш регион. Даже если есть все условия для моего проекта.

- Наше правительство заявило, что берется активно развивать технопарки, то есть заселять небольшими фирмами пустующие площади больших заводов.

- Развитие технопарков - это задача будущего. Вот есть университет, владеющий какими-то разработками, владелец промзоны, которую он хочет сдать или продать, правительство, желающее развивать определенные отрасли, и есть инвестор. Мы как раз та структура, задача которой свести всех за одним столом.

- Как вы готовите промышленные площадки под проекты?

- Это зависит от финансов. Поэтому сегодня мы занимаемся только теми зонами, которые уже имеют конкретного заказчика или могут получить государственную субсидию.

- Какие требования предъявляются к промзонам?

- Если есть земля и деньги, но нет рабочих рук, какой смысл строить там площадку? По нормативам, на 1 кв.м промзоны должно быть определенное количество рабочих. Мы постоянно получаем заявки от муниципалитетов, анализируем их, и если получается, что там действительно выгодно что-то построить, то мы так и делаем. Czechinvest не развивает собственные промышленные зоны. В Великобритании, например, другая система. Там государство - собственник промзоны, и оно заинтересовано, чтобы она была занята. У нас право собственности остается за муниципалитетом, который и получает субсидии.

- Рассматриваете ли вы Россию как потенциального инвестора?

- Мы, конечно, знаем, что в будущем ключевые территории и приоритеты немного изменятся. Поэтому будем заниматься не только крупными проектами, но и вложениями в средние и малые предприятия - это политическая задача правительства. Есть потенциал для развития совместных российско-чешских предприятий. У нас есть база предприятий, которые активно ищут партнеров для совместного бизнеса, в том числе и с Россией. Любой фирме, которая намерена найти партнера в Чехии, мы готовы помочь. Что интересно, уже сейчас к нам идут инвестиции из вашей страны, но касаются они только нефти и нефтеперерабатывающей промышленности.

- Если бы сейчас вам предложили продвигать Свердловскую область, с чего бы вы начали?

- С анализа экономики, ее слабых и сильных сторон. После этого занялся бы выявлением ключевых отраслей, которые стоит развивать.

- И сколько должно быть ключевых отраслей?

- И две, и пять. Все зависит от конкретной ситуации. Посмотрите на нас. В Чехии были очень хорошие текстиль, стекло и автомобили. Сегодня остались только автомобили. Мы потеряли преимущества на текстильном и стекольных рынках, и будущего для этого производства у нас нет. Отказ - это тяжелое и болезненное решение. Правительство должно быть сильным, чтобы брать на себя подобную ответственность.




Главная
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz