проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Баженова Н.Н., Саленко М.А. (Екатеринбург)

Уральский алюминиевый завод в годы Великой Отечественной войны

Советские люди вершили победу над фашистской Германией не только на полях сражений, но и в глубоком тылу. Неоценимый вклад в создание оборонной мощи Советской Армии внес Уральский алюминиевый завод (УАЗ). Первая очередь УАЗа была пущена в сентябре 1939 года. Накануне войны здесь выпускалось 36% алюминия и 33% глинозема, производившихся в стране.1

Ввод в эксплуатацию первенца уральской алюминиевой промышленности уже сам по себе имел большое значение для укрепления военно-экономического потенциала страны. К тому же это позволило приступить в 1940 году к строительству в регионе завода по производству алюминиевых и магниевых сплавов, полуфабрикатов для авиационных предприятий. Цветные металлы и их соединения нашли в годы войны широчайшее применение. Особый спрос был на алюминий и его сплавы. Они требовались авиационной, танковой, судостроительной и другим отраслям оборонной промышленности.

Так, высокопрочные дюралимины в виде листов и плит служили основным материалом для обшивки самолетов. Из них и авиля получали заготовки сложной формы для деталей авиадвигателей, винтов, шасси, силового набора в фюзеляже самолета. Из пластичного малолегированного дюралимина и алюминиево-магниевых сплавов прокатывали проволоку для заклепок, соединительные элементы обшивки, из листов сплава алюминия с марганцем сваривали емкости для горючего. Силумины шли на изготовление отдельных деталей танков, САУ, гидросамолетов. Кристаллический глинозем в виде электрокорунда был необходим для обработки высокопрочных сплавов. Без магниевых и алюминиевых порошков нельзя было выпускать бомбы, снаряды, осветительные ракеты.

Уже в первые месяцы войны враг оккупировал важнейшие экономические районы страны. Прекратили работу Волховский и Днепровский алюминиевые заводы, Тихвинский глиноземный завод и Тихвинские бокситские рудники, в связи с чем промышленность потеряла большую часть своих производственных мощностей, в том числе по бокситам - 35%, по глинозему - 60%, по алюминию - 55% и по силумину - 100%.2 Оборудование этих предприятий было демонтировано и вывезено в восточные районы , в том числе в уральский экономический регион. В частности, технику из электромулого и глиноземного цехов Днепровского завода направили на строительную площадку УАЗа, а на базе эвакуированного оборудования Волховского алюминиевого и Тихвинского глиноземного заводов начали ускоренное строительство Новокузнецкого и Богословского алюминиевых заводов.

Поскольку растущий спрос оборонной индустрии на цветные металлы не удовлетворялся, ЦК партии и правительство в августе 1941 г. приняли постановление об ускоренном развертывании предприятий соответствующего профиля в восточных районах страны. На 25% по сравнению с 1940 годом увеличились капитальные вложения в отрасль. Основная часть их направлялась на расширение мощностей по производству алюминия, магния, меди, никеля, редких металлов. На наркомат была возложена обязанность увеличить мощность Пышминского медеэлектролитного и Уральского алюминиевого заводов, а также форсировать строительство Березниковского магниевого и других предприятий цветной металлургии.3

Чтобы обеспечить оборонную промышленность алюминием, УАЗ должен был почти в шесть раз увеличить выпуск своей продукции, одновременно внедрить и освоить ряд совершенно новых производств, поэтому с первых дней войны в деятельности УАЗа четко определились два основных направления: интенсивность работы действующих агрегатов; расширение имеющихся и ввод новых мощностей.

Кадры предприятия пополнились большой группой работников Днепровского и Волховского заводов, ленинградскими проектировщиками и учеными, строителями московского Дворца Советов, вызванными из армии специалистами. В 1941 году численность рабочих УАЗа за счет эвакуированных повысилась на 991 человек, в 1942 году - на 245 человек.4

Завод возглавил бывший директор Днепровского алюмниевого завода Е.П.Славский и главный инженер И.И.Пустильник. Осенью 1941 г. в Каменск-Уральский для личного контроля над работой УАЗа прибыл народный комиссар цветной металлургии П.Ф.Ломако.

В условиях начавшейся войны главным было - срочно организовать и освоить совершенно новые для УАЗа производства: электротермический цех для выплавки кристаллического кремния и оборудование печей в литейном отделении эдектролизного цеха для выпуска силумина, а также пустить вторую очередь УАЗа - еще одни электролизный и глиноземный цеха.

Пока строитель занимались возведением печей термического цеха и монтажом дополнительного оборудования в литейном отделении электролизного, эксплутационники решили внепечным способом давать сплав для авиационных и танковых моторов. С днепровского алюминиевого завода, единственного в стране производителя этого вида продукции, прибыли эвакэшелоном несколько вагонов кристаллического кремния, который тут же пустили в дело: его начали разводить в необходимой пропорции прямо в только что наполненных алюминием ковшах. Конечно же, силумин при таком вынужденном кустарном способе производства получался невысокого качества, но это продолжалось недолго: в последний месяц 1941 г. ввели в строй первый промышленный цех кристаллического кремния, а в 1942 г. начато производство силумина высшего сорта.

Работы по монтажу, пуску нового цеха и освоению выпуска продукции осуществляли главным образом термисты Днепровского завода. К решению технических задач привлекались лучшие ученые и проектировщики алюминиевой промышленности - П.Ф.Антипин, Е.И.Жуковский, В.М.Гуськов, М.Б.Раппопорт и другие.5

Одновременно строились и один за другим вступали в строй действующие электролизные корпуса. Среднее число работающих ванн к декабрю достигло 226, тогда как в 1940 году их число было 102.6 Увеличилась мощность завода, значительно больше стали выплавлять алюминия, его качество и качество его сплавов также значительно отличалось от уровня1940 года. Если в 1940 г. алюминия выплавлялось 13,3 тыс.т., то в 1941 г. эта цифра возросла до 31,1 тыс. т. В 1941 г. УАЗ выпустил валовой продукции на сумму 31,1 млн. руб., в а 1941 г. уже на 73,1 млн. руб.7 Таким образом, за один год Уральский алюминиевый завод, благодаря увеличению мощностей, вводу в эксплуатацию новых производственных единиц нарастил количество выпускаемой продукции более чем в два раза.

В 1942 г. УАЗ продолжал наращивать свои мощности, причем строительство и монтаж велись в очень сроки. Так, общая мощность глиноземного цеха была доведена до 120 тыс. тонн в год. Причем, если раньше печи кальцинации монтировались примерно за год, то третья печь была готова за 100 военных суток.8 В этом же году начато строительство и частично введен в строй глиноземный цех № 2. Если глиноземный цех № 1 строился 4 года, то второй со сложнейшим оборудованием выстроен, смонтирован и подготовлен к пуску в течение десяти месяцев. Также в 1942 г. цеховым способом начато производство силумина и карбида кальция.

Для новых мощностей нужно было все больше и больше сырья, поэтому в III квартале вступает в строй Пироговский бокситский рудник в качестве самостоятельной производственной единицы УАЗа. В феврале начато производство извести на печах № 1 и 2.

Имелись и качественные изменения. Если раньше завод выпускал лишь алюминиевые чушки и не занимался литьем, то в 1942 г. освоено производство вайербарсов (слитков для проволоки) и начата обливка алюминиевых блюмсов для последующей прокатки в алюминиевые шины.

Таки образом, в 1942 г. шло дальнейшее наращивание мощностей Уральского алюминиевого завода, что, конечно же, отразилось на соответствующих показателях, как технических, так и производственных. Среднее число работавших ванн возросло с 226 штук в 1941 г. до 418 в 1942. Выплавка алюминия возросла с 31,1 тыс.т. до 51,7 тыс.т.9 УАЗ оставался единственным в стране заводом, выпускающим алюминий и его сплавы. Стоимость валовой продукции возросла с 73,1 млн. руб. До 115,6 млн. руб.

1943 год на заводе характеризовался теми же процессами, которые протекали в 1942 году. Был начат выпуск флотационного криолита в глиноземном цехе № 1, а также была введена в эксплуатацию четвертая серия корпусов электролизного цеха. С вводом в строй новых мощностей электролизного цеха, необходимо было построить еще один цех РПП, и если монтаж РПП-1 длился более 16 месяцев, то точно такое же оборудование РПП-3 всего за 18 суток. В августе была введена печь № 4 в кальцинации. Сроки ее монтажа еще более сократились и составили всего 50 суток.

Продолжалось усовершенствование производства: было решено внедрить пневмомолотки для обработки ванн. Для этого расширили компрессорную и закупили 100 молотков и пневмошланги к ним. Осваивали и новые производства. Начат выпуск подовой массы в электролизном цехе. Произведено 35.5 тонн силикоалюминия (сплав АС) на печи № 4 электротермического цеха.

В условиях войны на УАЗе возникли большие трудности из-за неравномерного и ограниченного снабжения предприятия электроэнергией. На энергоемкую алюминиевую промышленность приходилось около 30№ электроэнергии, потребляемой индустриальными нарокоматами в Свердловской области. Острая нехватка электрических мощностей, резкие сокращения силы тока вели к расстройству технологического процесса электролиза, вынужденному отклонению части действующих ванн, их преждевременному износу, уменьшению выплавки и снижению сортности металла, увеличению норм расхода сырья. Все это не могло не ухудшить технико-экономические показатели производства алюминия.

Например, если в 1940 и 1941 годах сила тока была достаточно мощной - 55,4 тыс. ампер в 1940 г. и 57,5 тыс. ампер в 1941 году, то количество алюминия, получаемого с каждого электролиза в сутки, составляло 356,7 кг. В 1940 г. и в 1941 г. 377,6 кг. соответственно. Но как только сила тока упала в 1942 г. до 49,2 тыс. ампер, а в 1943 г. до 42,7 тыс. ампер, соответственно понизилось и количество алюминия, получаемого с электролизера в сутки (311,2 кг. в 1942 г., 316,9 кг. в 1943 г.). Несмотря на это, количество выпускаемого алюминия росло из года в год и в 1943 г. составило 57,9 тыс. тонн (51,7 в 1942 г.).10

Объясняется это просто: нехватку электроэнергии компенсировали количеством электролизных ванн, число которых из года в год росло и в 1943 г. составило 480 штук (в 1940 г. - 103). Соответственно стоимость валовой продукции Уральского алюминиевого завода также выросла в 1943 г. до 141,6 млн. рублей.

В 1944 г. удалось повысить силу тока до 54,5 тыс. ампер, что превысило довоенный уровень, а каждая ванна в сутки в среднем начала давать 342,6 кг. алюминия. Кроме того, были введены новые мощности, давшие прирост глинозема на 11% к 1943 г., а также организован цех специального ремонта ванн. Все это привело к тому, что выплавка алюминия достигла 72,4 тыс. тонн, а стоимость валовой продукции стала равняться 181,7 млн. рублей.11

В 1945 г. Уральский алюминиевый завод все еще оставался единственным предприятием в стране, выпускающим алюминий, поэтому продолжалось наращивание его производственных мощностей. В этом году был внедрен выпуск крупногабаритной анодной массы и загрузка ее в аноды, а также заменены деревянные перекрытия шинных каналов на металлические в электролизном цехе. Была расширена компрессорная станция, увеличен выпуск сжатого воздуха в 2 раза. Это позволило внедрить пневмомолотки при обработке ванн. Увеличивалась также количество работавших электролизных ванн. В 1945 г. их было уже 548.12 Несмотря на незначительные уменьшения показателей силы тока и выхода металла на ванну по сравнению с 1944 г., стоимость валовой продукции возросла до 189,5 млн. рублей. А вот количество выплавленного алюминия немного уменьшилось по сравнению с 1944 г. (72,4 тыс. тонн и 71,5 тыс. тонн соответственно), т.к. алюминий стал более высокого качества, а значит и более дорогой.13

Интересно проследить выработку на 1 рабочего в цветной металлургии Урала. Если в общем в отрасли выработка на 1 рабочего в 1940 г. составляла 8838 руб., в 1941 - 10673, 1942 - 16084, 1943 - 15539, в 1944 - 19247 руб., и в 1945 - 14455 рублей, то на УАЗе выработка 1 рабочего в 1940 г. составляла 16000 рублей, в 1941 - 28800 руб., в 1942 - 24800 руб., в 1943 - 24800 руб., в 1944 - 285000 руб., и в 1945 - 28700 рублей.14 Как видно, выработка на 1 рабочего на УАЗе как минимум, превышала в 1,7 раза выработку по цветной металлургии в целом. Это можно объяснить тем, что на УАЗе значительно были завышены нормы выработки.

В военные годы в промышленности продолжали действовать различные по трудности выполнения нормы выработки. Однако, на смену опытно-статистическим и расчетно-хронометражным, которые зачастую были занижены и легко рабочими перевыполнялись, вводились напряженные, технические обоснованные нормы.

На УАЗе же, как уже было сказано, эти нормы были значительно завышены. Достаточно сказать, что за все время войны завод ни разу не справился с годовым планом по выпуску валовой и товарной продукции, а выполнение норм выработки сдельщиками не только на 100%, но и на 130-150% и более вело зачастую к срыву плановых заданий. Поэтому возникает резонный вопрос: что это за нормы, которые перекрываются рабочими в массовом порядке в полтора-два раза, но не гарантируют предприятию выполнение годовых программ? Во-первых, в военной промышленности преобладали опытно-статистические и хронометражные нормы, а удельный вес технически обоснованных был невелик. Недаром на УАЗе средний показатель выполнения в 1940 г. был 147%, в 1941 - 136%, в 1942 г. - 128,6%, в 1943 г. - 130%, в 1944 г. - 127,9%, и в 1945 г. - 133%.15

Во-вторых, пересмотр устаревших норм отставал от научно-технического прогресса и нередко осуществлялся чисто механически, в отрыве от организационно-технических мероприятий.

Себестоимость продукции незначительно, но из года в год росла и в целом повысилась на 10%, главным образом, в результате повышения заработной платы рабочих.

Большой интерес представляет вопрос о том, как соблюдалась государственная плановая дисциплина в советской промышленности, в частности в уральской, в период войны. Сведения об этом в исторической литературе крайне отрывочны. Проблеме не уделяется должного внимания. Есть точка зрения, что в годы войны планирующие органы, определяя производственные задания предприятиям, исходили не из их реальных возможностей, а из потребностей фронта, а поэтому планы часто были нереальными и невыполнимыми. Достаточно сказать, что за все годы войны УАЗ ни разу не справился с государственным планом: в 1940 г. план был выполнен на 91,1%, в 1941 - на 91,1%, в 1942 г. - 80,3%, 1943 г. - 89,4%, 1944 г. - 93,3%.16

На заводе развивалось движение рационализаторов и изобретателей. Оно проходило под лозунгом: “Усовершенствование - залог экономики”. Причем, под проблемой усовершенствования того или иного оборудования бились как в одиночку, так и группами.

Например, инженер В.С.Драчев разработал и внедрил переработку карбонатной соды на каустическую. Первая же проведенная массовая каустификация позволила получить из омертвленной закиси соды около 200 тонн каустика.17 Инженер Г.В.Друцкая ввела непрерывную откачку красного шлама из сгустителя, это позволило намного сократить расход дефицитной каустической соды. А все вместе взятые нововведения по экономии щелочи вкупе с работой каустификационной установки, сохранили заводу на миллион рублей этого важного для технологии и дорогостоящего материала.18

Внедрение мокрых электрофильтров, по предложению Е.С.Шапиро, позволило улавливать из отходящих газов за сутки 20 тонн глинозема, из которого электролизники в тот же день выплавляли металл на несколько больше боевых машин. Изменения в обслуживании оборудования давали также большой экономический эффект, высвобождали рабочую силу. Дистанционное управление запорными кранами сгустителей, которое предложил И.Б.Смоляницкий, принесло прибыли около 1 млн. рублей в год.19

Инженеры-электрики электролизного цеха М.С.Коварский и Н.С.Соколовский вместе с конструкторами В.А.Кузнецовым и А.А.Оберштейном применили новый способ ошиновки электролизеров - со сварными контактами. Внедрение их в производство не только повысило производительность труда анодчиков-переключальщиков и сохранило расход черных и цветных металлов, но и дало экономию электроэнергии на 1,5% от расходуемой при электролизе. Если учесть колоссальную энергоемкость электролиза, то выходит, что 1,%% - это сотни тысяч киловатт-часов, тратившихся ранее на преодоление контактных соединений, а теперь полностью идущих на выплавку алюминия.

Быстродействующий электромагнитный регулятор тока, изобретенный начальником РПП-1 С.М.Мещеряковым, обеспечивал постоянный энергетический режим на электролизерах, отчего зависело увеличение “выхода по энергии” и, следовательно, опять же выплавка сверхплановых тонн металла.

Специфика производства каждого вида продукции определяла и разнообразный характер усовершенствований или новшеств, внедряемых на УАЗе. В то время, как рабочие электролизники совершенствовали саму технологию, заводские инженеры искали способ уменьшить расход сырья, материалов, энергии, рабочей силы за счет технических изобретений и рационализации. В целом, за 1941-1945 годы только от различного рода усовершенствований, изобретений и рационализаторских предложений завод получил экономии около 28 миллионов рублей. Это весомый вклад уазовцев в фонд обороны.20

Таким образом, с началом Великой Отечественной войны и продвижением гитлеровских войск на восток СССР наша алюминиевая промышленность потеряла большую часть своих мощностей, произошло существенное сокращение производства. В связи с этим значение Урала как центра цветной металлургии и УАЗа как главного по выпуску алюминиевой продукции еще более возросло. УАЗ один должен был обеспечить авиационную и танковую промышленность алюминием и его сплавами. В связи с этим все годы войны на УАЗе идет процесс не только освоения новых видов продукции, но и увеличения мощностей завода. В конце 1945 года количество продукции, выпускаемой УАЗом, превзошло предвоенный уровень в несколько раз. Завод обладал огромными мощностями, современнейшим оборудованием и мог обеспечить алюминием любого сорта оборонные отрасли воюющего государства.

______________________________________

1 См.: Актуаров А.А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1992. С.36.

2 См.: Грицерштейн И.М. Развитие алюминиевой промышленности в СССР. М., 1959. С.45.

3 См.: Кравченко Г.С. Военная экономика СССР (1941-1945). М., 1963. С.108.

4 ГАСО. Ф.2212. Оп.1. Д.42. Л.42.

5 См.: Антуфьев А.А. Указ. соч. С.148.

6 ГАСО. Ф.2212. Оп.1. Д.29. Л.5.

7 Там же. Д.34. Л.1.

8 См.: Голден Н.Ф. Творцы крылатого металла. Свердловск, 1979. С.59.

9 ГАСО. Ф.2212. Оп.1. Д.29. Л.5; Д.34. Л.1.

10 Там же. Д.34. Л.49, 1.

11 Там же. Д.29. Л.5; Д.34. Л.49, 1; Д.97. Л.69.

12 там же. Д.29. Л.5.

13 Там же. Д.120. Л.43; Д.34. Л.1.

14 См.: Антуфьев А.А. Указ. соч. С.288, 15.

15 Там же. С.279.

16 ГАСО. Ф.2212. Оп.1. Д.34. Л.43.

17 За уральский алюминий. 1944. 1 июля.

18 ГАСО. Ф.2212. Оп.1. Д.91. Л.19.

19 Там же. Д.67. Л.8; Д.126. Л.34.

20 Там же. Д.91. Л.18; Д.126. Л.87.




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz