проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Чемякин Ю.П., Чемякина А.В. (Екатеринбург)

О некоторых психолого-педагогических аспектах летней археологической практики

Археологическая практика на историческом факультете Уральского государственного педагогического университета организуется с 1994 г. Среди задач, которые ставятся при ее проведении, мы выделяем учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную. Первая заключается в том, чтобы связать теоретический курс “Основы археологии” с конкретным материалом, научить студентов навыкам и приемам полевой археологической работы, включающих (при возможности) методику разведок (поиска древних объектов). Вторая задача непосредственно связана с первой. Она состоит в раскрытии возможностей археологического памятника как исторического источника, в показе зависимости исторических выводов и реконструкции развития древних обществ от точности полевых наблюдений, выбранной методики раскопок. Студентам следует понять, что от того, насколько грамотно раскопан памятник, зависит достоверность, качество полученной информации, почувствовать свою ответственность перед наукой. Как писал крупнейший русский археолог А.А.Спицын, “раскопки не спорт и не удовольствие, это серьезный труд, нередко тяжелый и всегда ответственный”. Знания, полученные в экспедиции, будут необходимы при организации внеклассной, в первую очередь краеведческой, работы в школе.

Воспитательное значение практики состоит в том, что в полевых условиях студенты в большей мере, чем в обычной жизни, проявляют свой нравственный уровень, психологическую и физическую подготовки, свою способность к преодолению трудностей, лучше узнают себя и своих товарищей в нестандартных условиях. Быт студентов на практике организуется по методу самообслуживания с распределением хозяйственных обязанностей. Студенты сами ставят палатки, готовят пищу, убирают территорию лагеря, организуют большую часть своего досуга.

Успешное проведение летней полевой археологической практики определяется рядом объективных и субъективных обстоятельств. Первое из них — это то, что выбор археологического памятника, времени и условий археологических раскопок, места проживания диктуются условиями финансирования и планом научных исследований. Второе обстоятельство связано с наличием в экспедиции определенного (желательно не менее четверти) количества “старичков”, то есть студентов, ранее бывавших в экспедиции. Как правило, они берут на себя инициативу по обустройству лагеря, мягко адаптируют “новичков” к условиям работы и быта, выступают носителями определенных экспедиционных традиций и отношений. Кроме того, их присутствие оказывается необходимым, так как они уже обладают нужной квалификацией и ответственностью, на которые может опереться научный руководитель в первые дни проведения раскопок. Их квалификация и ответственность — это и одно из оснований научной объективности результатов экспедиции, и своеобразная “модель” для обучения практикантов. Третье обстоятельство, влияющее на протекание археологической практики, носит субъективный характер. Это прежде всего установки, психологическая настроенность, физическая подготовленность первокурсников к работе и жизни в полевых условиях.

С какими представлениями и ожиданиями подходят к летней археологической практике студенты-первокурсники? С этой целью был проведен письменный опрос, в ходе которого студентам задавались следующие вопросы: “Что Вы ждете от летней археологической практики в плане освоения профессии?”, “Как Вы представляете себе археологическую практику (работа, быт, досуг...)?”. Абсолютное большинство ответов (90%) связано с ожиданием и пониманием практики как реального дела, позволяющего закрепить и расширить свои знания в области археологии или истории родного края. Предстоящий материально-вещественный вклад в историческую науку вызывает у студентов положительный эмоциональный настрой. Каждый из опрошенных студентов видит прямую непосредственную связь практики с получаемой квалификацией историка. Но если все юноши подчеркивают прикладной и практический характер предстоящей поездки, то девушки настроены более романтично: “прикоснуться к чему-то неизвестному, открыть для себя тайны прошлого”.

Влияние же летней археологической практики на овладение педагогическим мастерством прогнозируется менее чем половиной студентов и связывается лишь с получением “ярких впечатлений, которые пригодятся как примеры на уроках”. Только трое из опрошенных студентов указали, что им интересен опыт и методы руководителя экспедиции по организации лагеря, трудового процесса и бытовой сферы. Интересно, что беседы с выпускниками истфака, начавшими работу в школе, показали, что они по-иному оценивают педагогическую роль практики, открывают ее значение как в плане приобретенных навыков общения с людьми, так и в плане организации краеведческой, туристической и иной подобной работы.

Почти 100% опрошенных видят практику как процесс многочасовой, трудной и ответственной работы. Некоторые (около 10%) отягощают картину обязательным написанием отчета. Интересно, что, представляя бытовую сферу как “палаточно-туристический” образ жизни, юноши в два раза чаще, чем девушки, упоминают предстоящее самообслуживание, укусы насекомых и т.п. Зная, что досуг в значительной степени будет организовываться самими студентами, большинство опрошенных ждет веселого общения, отдыха на природе, отдыха от родителей (около 10%), новых знакомств и приключений (акцентируется девушками).

Для более широкого представления о том, какую роль для студента-историка играет археологическая практика, подобный опрос был проведен и на старших курсах. На вопрос: “Хотели бы Вы еще раз поехать в экспедицию?” лишь один студент из 40 опрошенных ответил отрицательно. Положительные ответы сопровождаются уточнениями: “это хороший отдых”, “археологичка — незабываема”, “там весело и интересно”, “есть, что вспомнить”. Но есть и уточнения, в которых указывается, что студенты хотели бы побывать в экспедиции еще раз, если там будут “более цивилизованные условия” и менее тяжелый быт. Интересно при этом, что подобные ответы (а их немного) были даны в основном девушками, хотя на условия самообслуживания и борьбу с насекомыми предварительно, до практики, обращали внимание юноши.

Следует считать, что учебно–методическая цель практики достигается во время летних работ: все опрошенные студенты подчеркивают, что получили знания и навыки полевой археологии. Самую большую положительную эмоциональную реакцию побывавших на практике студентов вызывают возникшие межличностные отношения: “с кем были вместе — сдружились, с теми, кто был в других отрядах — обменивались впечатлениями”, “лучше узнали друг друга”, “отношения, сложившиеся на практике, повлияли на остальное время учебы” и т.п. Обращает на себя внимание значительная скупость и лаконичность в ответах юношей и большая восторженность и эмоциональность ответов девушек.

На вопрос “Ваши пожелания студентам и руководителям относительно археологической практики на первом курсе” все побывавшие в экспедиции студенты ответили: “Поезжайте обязательно!”, так как практика позволяет больше и лучше узнать друг друга, проявить себя в профессиональном и личностном плане. Подобные пожелания высказали даже те студенты, которые имели претензии к бытовым, погодным или трудовым условиям.

Справедливости ради надо заметить, что незначительная часть ответов студентов – юношей, прошедших археологическую практику, носила нарочито вызывающий характер. Однословность, неразвернутость ответов позволяет сделать вывод, что они являются скорее выражением сиюминутного эмоционального состояния, чем серьезно обдуманной позицией.

Многолетние наблюдения в экспедициях показывают, что ожидания археологической практики как трудного ответственного дела, быта, как самообслуживания еще не дают необходимой готовности студентов к этому процессу. Доминирует отношение к практике как к веселому времяпрепровождению или романтическому путешествию, а также представление о том, что придется жить в уже организованном кем-то “палаточно-туристическом” лагере, что фиксируется по ответам студентов. Подобные “прогулочные” настроения нередко приводят к дисциплинарным проблемам (испорченный и потерянный инвентарь, срыв режима работы, нарушение техники безопасности и др.), порождают конфликтность и создают для руководителя дополнительную организационную и психологическую нагрузку. Фиксируемое в последние годы ослабление ответственности за полевую научную объективность со стороны студентов также требует дополнительного контроля руководителя за ведением научных работ и научной документации во время раскопок.

Понимая, что ослабление дисциплины, ответственности, нарастание игровых, развлекательных тенденций в психологии современной молодежи связаны с ослаблением контролирующего влияния общества в целом, мы все же полагаем, что можно повысить научный статус практики, уровень организации и самоорганизации, добиться адекватной настроенности, ответственности, понимания последствий нарушения экспедиционных норм студентами. В этих целях представляется возможным и нужным проведение ежегодных осенних вечеров “Кто бывал в экспедиции”, конкурса стенных газет, экспедиционных фоторепортажей, которые позволят закрепить экспедиционные традиции и опыт. Необходимо также побуждать и поощрять студентов к участию в научных конференциях и создавать условия для реализации этих возможностей.




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz