проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Эйнгорн Н. К (Екатеринбург)

На пороге третьего тысячелетия. От Хаоса к Гармонии. (Стратегия и тактика развития художественно-эстетического образования)

“Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”

А.С. Пушкин.

“Сейте прекрасное, доброе, вечное”

Н.А. Некрасов.

“В человеке должно быть все прекрасно”

А.П.Чехов.

Каждое время порождает специфическую педагогическую ситуацию и специфические педагогические задачи. Сегодня воспитывать - значит спасать человеческое в человеке. Естественен вопрос от чего спасать? Как похоже сегодняшнее состояние общества, культуры, духовности на ее положение в начале века: “Исключительно трагический характер современной эпохи, неслыханное обилие в ней зла и слепоты, расшатанности всех обычных норм и жизненных устоев...” Появилась реальная опасность “духовно сузиться и окостенеть”, “духовно развратиться и быть унесенным мутным потоком всеобщей подлости и бесчестности” (С.Л.Франк. Крушение кумиров). Спасать молодое поколение следует: 1. От разрушенного единого педагогического пространства; 2. От утраченной единой духовности; 3. От ситуации педагогического вакуума; 4. От чрезмерной инновационности, прагматичности, технологичности и вариактивности современной системы образования; 5. От нетрадиционного конфликта поколений (конфликта разных систем ценностей); 6. От забвения необходимости воспитывать, а не только обучать; 7. От всеразрушающей силы пошлости и цинизма: от отношения к семье, родителям до отношения к Родине; 8. От тотального насилия; 9. От неправильного понимания трудностей воспитания и трудных детей, и подростков (трудный ребенок на самом деле это тот, кому трудно с родителями, педагогами, сверстниками, с самим собой); 10. От нарастающей претензии религии и церкви на абсолютные полномочия в сфере духовного воспитания человека, от забвения установленного законом светского характера образования в России.

Чем более дисгармоничным, хаотичным становится окружающий человека мир, тем естественнее стремление человека к устойчивости, а от нее к гармонии. Решению позитивных образовательно-воспитательных задач должна предшествовать минимизация деструктивных (разрушительных) факторов социальной Среды, влияющих на педагогический процесс. Педагогике развития и совершенствования человека должна предшествовать педагогика преодоления отрицательных воздействий социальной Среды (А.С.Макаренко). Применительно к художественно-эстетическому образованию - изучение и преодоление отрицательных воздействий массовой культуры на внутренний мир и духовное здоровье ребенка. Учет противоречий псевдокультуры и подлинной культуры, мониторинг последствий. “Педагог должен передать новому поколению все ценные накопления и не передать предрассудков, пороков и болезней своего времени” (А.В.Луначарский).

Процесс воспитания предполагает четкое различение: культуры - антикультуры, духовности - бездуховности, человечности - бесчеловечности, творчества - антитворчества.

Главная цель художественно-эстетического образования (включая воспитание) - помочь ребенку обрести собственные Пути и Смыслы в Культуре и Творчестве с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Это предполагает новое понимание известных понятий. Человек - Чело - Веков, носитель Вечного, Высшего разума. Такое понимание требует отношения к человеку как к частице мирозданья, частице универсума, а не только частице общества. А это, в свою очередь, существенно изменяет границы мировоззрения и мироотношения человека, характер его ответственности перед окружающим его миром, естественной частицей которого он является. Воспитательный процесс должен строиться на современном понимании достоинства человека, ценности его личности. Но и понимание самого воспитания требует уточнения. Воспитание - это в-ось-питание, питание Оси, внутреннего стержня, внутренней опоры личности ребенка. Развитие, совершенствование, гармонизация его внутреннего мира - это восхождение (в-ось-хождение) к вершине человеческого развития, к высшему, к идеалу Красоты как воплощению прекраснодоброго. Преодоление хаоса возможно на пути к гармонии через очеловеченную красоту, через творчество. От того, как человек понимает красоту и гармонию, зависит и то, каким он увидит мир и как будет строить свою жизнь: по законам прекрасного или безобразного, по законам низменного или возвышенного. “Есть незримое творчество в каждом мгновении - в умном слове, в улыбке, в сиянии глаз. Будь творцом! Созидай золотые мгновения (Саша Черный).

Высшим уровнем развития творчества следует считать его интегральную характеристику, воплощенную в Человекотворчестве и Жизнетворчестве.

Целью художественно-эстетического образования является воспитание у ребенка навыков внесения художественно-эстетической культуры в любой вид деятельности.

Культура - это очеловечивание мира: космоса, природы, общества, самого человека по законам Истины, Добра и Красоты, по законам Гармонии на основе Веры в человека, Надежды на человека и Любви к человеку. В этом ее духовная сущность и духовная ценность, объединяющая в единое целое нравственную и художественно-эстетическую культуру.

Культура - это освоение человеком мира. Именно о-своение, а не завоевательски-потребительское при-своение мира, способное разрушить природу, общество и самого человека.

Культура - это историческая Память, историческая Преемственность, историческая Ответственность перед прошлым и будущим за наше настоящее. А человек в культуре - связующая нить, ответственный проводник культурных ценностей от прошлого через настоящее к будущему. Из этого следует необходимость воспитания ответственного отношения к самой жизни как к благу, которое надо не бездумно растрачивать, а трепетно беречь и приумножать (эстетика и этика благоговения перед жизнью). В общественной жизни человека культура предполагает активную гражданскую позицию, воплощаемую в ответственном служении своему народу, своей Родине.

Высокий смысл и назначение культуры в жизни человека и общества должны сочетаться с культурой повседневности: культура здоровья, культура труда, культура общения, культура быта, культура социальной Среды. Все это посильно художественно-эстетическому воспитанию, наиболее универсальному наряду с нравственным воспитанием.

Обязательной является профессиональная культура педагога ДО с учетом его специализации. Необходима модель профессиональной культуры педагога ДО, ибо воспитатель сам должен быть воспитан. Необходимо четко понимать и воплощать культуру педагогического творчества.

Художественно-эстетическое образование в системе ДО имеет не только человекотворческую способность, но и социально значимо. Оно способствует формированию у ребенка: 1. социальной компетентности (широких знаний социальной жизни и путей адаптации к ней), 2. социальной сознательности (понимания и приятия общественного долга и общественных обязанностей), социальной активности (стремление действовать в соответствии со знанием и пониманием своей социальной роли), 4. социальной ответственности (забота о будущем и желание не совершать ошибок в настоящем). Социальная значимость ДО проявляется в возможности дать в процессе художественно-эстетического образования проверенную профессиональную ориентацию и первичные профессиональные навыки и умения. Необходимо усиливать всеми видами ДО социально-педагогическую и психологическую защиту и реабилитацию детства, отрочества и юности от деструктивных тенденций социума. Существенную роль способна сыграть в этом арттерапия (лечение средствами искусства). Особого внимания заслуживает роль художественно-эстетического образования в организации досуговой деятельности, самой бесконтрольной на сегодняшний день. Культура досуга - это культура отдыха, развлечений, получения удовольствий. Именно художественно-эстетическое образование способно придать сфере досуга, творчески развивающей личность ребенка, способность придать жизни радостное и счастливое ощущение. А это - прямой и верный путь к оптимистическому жизневосприятию и жизнеутверждению, что, в свою очередь, надежно обусловливает самоутверждение и самореализацию личности.

Художественно-эстетическое образование - это Творчество Творчества. Но “Новое слово в педагогике может сказать только тот, кто вывел ее не из книг, а из страданий собственного сердца (В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям).

 




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz