проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Ган О.И., Клименко И.М. (Екатеринбург)

Методологические и культурологические аспекты патриотического воспитания молодежи в процессе освоения ею исторического опыта

История - одна из немногих наук, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути патриотизма. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Оказать помощь в этом поиске может исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания. История предоставляет для этого широкие возможности.

Опыт и уроки истории служат и целям освоения настоящего и прогнозирования будущего. Преподавание исторических дисциплин позволяет сделать исторический опыт достоянием молодежи. Это и школа поведения. В истории мы ищем и находим примеры, достойные подражания. История всегда нравственна, ибо, постигая историческое событие, действие, мы производим своеобразный моральный приговор с точки зрения современной нравственности.

Задача исторического образования двуедина. Во-первых, разбудить в душе молодого человека любовь к истории, и в первую очередь отечественной. Во-вторых, добиться нравственной ориентации, может быть даже неосознанной, на прекрасные образцы и гуманистический опыт истории.

Помимо практического и теоретического освоения среды обитания, человечество имеет еще один его вид, который можно назвать духовным, художественным. Он предполагает яркую эмоциональную окраску освоения и преобразования мира. В этом случае действительность рассматривается аксиологически, через призму ценности. Ценное - значит дорогое нашей душе. Но дорогое ценно своими подробностями. Узнать о дорогом все - это одна сторона подробности в истории и одновременно потенциальная возможность данной науки. Эта возможность когнитивно-аксиологическая, но одновременно она предполагает и деятельность по расширению круга познания.

Вторая сторона - формирующая. Ведь узнавание подробностей само по себе повышает интерес к объекту. "Без знания об объекте не может быть и отношения к нему". Чем больше подробностей, тем больше знания, тем больше интереса и уважения. Но эти подробности должны быть эмоциональны. Эмоциональная любовь, ненависть, противоборство, коллизии. Имея место в реальной истории, они драматургичны вдвойне. Герой войны 1812 года генерал Милорадович в критический момент Бородинского сражения, желая подбодрить русских солдат, устроил невероятный по лихости завтрак на виду у французских артиллеристов. Он избежал гибели в Отечественной войне. Но в 1825 г. на Сенатской площади он вновь подвергает свою жизнь опасности, пытаясь остановить "мятежников". И здесь его смертельно ранит Каховский. Таких материалов для диспута, открытого столкновения мнений и гражданских, нравственных, патриотических позиций история дает сотни. И ценность их только возрастает оттого, что, готовясь к диспуту, студент узнает еще множество деталей и подробностей об этих людях и событиях.

Ценностные отношения формируются современным обществом. Актуализация тех или иных событий истории зависит от "социального заказа". Кроме этого дифференциация ценностей очень велика: общечеловеческие, государственные, этнические, групповые, личные. Отсюда проистекает выборочный интерес к историческим фактам, событиям, целым эпохам.

В ходе занятий целесообразно использовать диалогическую и проблемную формы подачи материала, создающие условия для включения "противоречия" в процессе обучения (Э. Ильенков). Именно противоречие побуждает человека к размышлению, пробуждает интерес к поиску ответа. Проблемное обучение в ходе преподавания истории можно считать не частным дидактическим приемом, а его органической основой.

Включение реального диалога возможно лишь в том случае, когда основополагающие понятия предмета и представления о нем участвуют в логике развития самого предметного знания. То есть, содержание учебного предмета должно быть связано с ходом общественно-исторического процесса, с реальным состоянием взаимосвязанных проблем - "патриотизм - национализм". Ведь в конце - концов, все происходящее с нами сегодня, уже завтра станет историей.

Насущной проблемой остается гиперболизация вербальных средств обучения и воспитания в педагогической практике. Более активное использование средств наглядности, технологии, самостоятельного научного поиска, деятельного участия позволяет совершать интеллектуальный и эмоциональный прорыв в сферу создания новых образований в сознании учащихся. Именно эти аспекты создают надежный сплав знания и внутренней убежденности.

Следует также отметить желательность включения в массив исторических знаний особенностей своей малой Родины - своего региона, усваиваемых на занятиях по истории и во внеучебной деятельности. Эмоционально окрашенные знания о своей семье, школе, своем районе, городе, крае являются необходимым условием укоренения молодого человека в родной культуре. По желанию студентов и преподавателей высшей школы в ходе факультативов, спецкурсов внимание может быть сосредоточено на изучении истории населения, истории своего региона, области, города, района.

Сама история подсказывает, каким образом можно и нужно строить формирование патриотической личности. Такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите складываются, как правило, бессознательно в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека, как чувство комплиментарности ко всему "своему", как опасение потерять это знакомое, близкое, родное.

Более сложные компоненты развиваются в связи с деятельностью людей на благо Отечества. Причем взаимосвязь собственного и общего благополучия соотносится здесь как частное к общему, т.е. одно не только не противоречит другому, но и детерминирует его в определенной мере. "Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, - писал Н.М. Карамзин, - а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорой патриотизма". Безусловно, бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры тоже предполагает человеческое неравнодушие и труд.

Из деятельности развивается и способность критического восприятия отечественного бытия. В сфере образования деятельность предполагает серьезную работу духа, рефлексию, высокий культурный уровень. Только тогда критика из сферы отрицательных эмоций переходит в сферу сознания и обретает конструктивность. Одна из сторон всеобщности исторического опыта заключается в том, что все, происходящее в природе и обществе, становится историей. И если это явление, событие имеет ценность и значение для людей - им можно воспользоваться, актуализировать историческое знание. Простым перечислением исчерпать хотя бы основные направления того исторического опыта, который может быть использован в воспитании патриотического сознания, невозможно. Это и наука, и культура, военное дело и охрана родной природы, сохранение памятников истории и фольклора и многое-многое другое. Помочь овладеть будущему педагогу основными формами и методами использования актуализированного исторического опыта, воспитать у него психологическую уверенность в будущем успехе этой его работы, основанную на фундаментальных знаниях и личном опыте успешных действий - важнейшая задача высшей школы.

Не оспаривая огромного положительного опыта патриотического воспитания молодежи, накопленного за годы советской власти, следует отметить, что он отражен исследователями этого периода в основном с точки зрения социоцентризма. Да и сам этот опыт, как положительный, так и отрицательный создавался в государстве, интересам которого полностью подчинялись интересы личности. Можно допустить, что это было обусловлено тяжелыми условиями, в которых шло становление новой "социалистической" государственности. Однако, постановка человека на вершину пирамиды ценностей требует осознания отрицательных сторон данного опыта и накопления нового опыта гуманистической направленности.

В целом, накопленный опыт патриотического воспитания является значительной базой для реализации принципа историзма в формировании патриотического сознания молодежи.

Разнообразные коллизии истории, столкновение противоречий, героическое стремление наших соотечественников к самостоятельности, независимости, сохранению самобытности являются широкой интеллектуальной и эмоциональной основой для использования исторического опыта в формировании личности гражданина новой России.

 




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz