проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Голубева Е.В. (Нижневартовск)

Пути формирования исторических представлений у учащихся 5 классов на уроках истории “древнего мира”

Необходимым условием, и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, входящих в структуру исторического знания, созданных на основе ярких и впечатляющих образов о событиях прошлого. На основе исторических представлений происходит обобщение исторических событий и формируются понятия, под которыми понимается результат ассоциаций по смыслу абстрагирования и обобщения знаний. Особенно это важно для учащихся 5-х классов, мышление которых носит преимущественно конкретный характер и в своем познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстрактных понятий.

Для формирования исторических представлений необходимо использовать словесные картины, реконструирующие прошлое, в том числе небольшие сценки, придуманные специально для урока или даже уроки-спектакли, примером которых является “ Путешествие в Древний Египет” М.Киселева (См.: Еженедельное приложение к газете 1 сентября “История”1996. № 4).

Подобные инсценировки не только способствуют формированию интереса к истории, помогают учащимся понять особенности давно минувших эпох, но и создают эмоциональный фон, способствующий усвоению материала. Школьники не встречают в окружающей их действительности ничего похожего на то, что они изучают в курсах истории древнего мира, поэтому учащиеся младших классов невольно прибегают к модернизации прошлого. Наличие богатых по содержанию исторических образов является средством предупреждения модернизации прошлого. Большое значение имеет привлечение такого метода обучения, как описание исторических событий посредством художественной литературы и стихотворных форм.

Художественный элемент в историческом познании усиливает творческое начало понятийного мышления. Использование стихотворных форм не только обеспечивает межпредметные связи, но и представляет историю в совершенно другом ракурсе. Например, на уроках истории Древнего мира можно использовать отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова “Умирающий гладиатор”.

Другим словесным методом является характеристика исторической личности, который стало возможно эффективно реализовать в связи с персонифицированным подходом в преподавании школьной истории, что в прежние годы было затруднено в рамках существовавшей идеологической парадигмы.

Важную роль в формировании исторических представлений играет наглядный метод, посредством которого повышается конкретность, эмоциональность, прочность усвоения учащимися знаний, стимулирует их осмысление. Кроме того, использование иллюстраций, учебных картин, видеофрагментов повышает содержательность изложения, сокращая при этом время, затрачиваемое на усвоение.

 




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz