проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Гузненко З.И. (Екатеринбург)

Роль учебных технологий в подготовке студента - историка

Перед каждым студентом, избравшим для себя специальность “История”, неизбежно встают вопросы: что это за наука, каковы ее познавательные возможности, какое место она занимает в современном мире, какое место занимает человек в истории и другие. Ответы на эти вопросы искали и древние мыслители. Всем со школьной скамьи известно латинское изречение “Historia est magistra vitae” - “история - учительница жизни”. В трактате Цицерона “Об ораторе” мы находим более развернутое определение истории: “Historia vero testus temporum, lux veritatis, vita memoriae, magistra vitae, muntia vetustatis...” - “ А история - свидетель времен, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины...”. В том же трактате Цицерон четко формулирует главные требования к истории как науке: “ Quis nescit primam esce historiae legem, ne qvid falsi dicere audeat? Deinde ne qvid veri non audeat?” - “ кто не знает, что первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи? А затем - не бояться какой бы то ни было правды?” Это написано в первом веке до Рождества Христова. Не случайно эти слова тоже стали крылатыми и звучат сегодня немного иначе: “Да убоится история какой бы то ни было лжи, да не убоится она какой бы то ни было правды”.

Отвечает ли этим требованиям историческая наука сегодня? Может ли она быть лживой или правдивой, беспристрастной? В своей познавательной деятельности студент приходит к пониманию того, что история как наука обречена на постоянное переосмысление прошлого, потому что появляются новые источники, возникают более современные методы исследования, углубляются междисциплинарные связи, что, наконец, проблема объективности познания вообще является вечной.

В своей образовательной практике по подготовке будущих историков - учителей истории мы исходим из того, что образование - это в значительной мере самостоятельный вид духовной деятельности, в процессе которой происходит развитие человека, становление его личности, его действий. В этом становлении важно, какой образец задается обучающемуся извне. В образовательном процессе мы исходим также из того, что в основе развития знаний всегда лежит множественность теоретических, методологических, технологических подходов, что с точки зрения своих познавательных возможностей они не равноценны, но каждый из них имеет свое незаменимое место. Так, основополагающие принципы исторической науки: историзм, системность, целостность, - отвергают всякую односторонность и схематизм, как в исследовательской деятельности историка, так и в преподавании истории. Отсюда вытекает необходимость использования в обучении разнообразных приемов, методов и средств, позволяющих сформировать у студента достаточно полное, объемное представление о том или ином историческом факте, явлении, личности и одновременно формировать у него общеинтеллектуальные и специальные познавательные умения.

Одной из важнейших составных образования является его технологическая сторона, как подсистема профессиональной подготовки учителя истории. При ее осуществлении неизбежно встают вопросы разного характера как, например, в какой мере образовательная практика определяется современными концепциями специалиста, в какой мере современный специалист формируется учебными технологиями, образовательным процессом? Практика показывает, что совершенствование учебных технологий позволяет решать образовательные задачи наиболее целесообразным путем, позволяет подготовить специалиста не только с глубокими знаниями, но и с гибкими практическими навыками.

В преподавании истории в вузе приходится учитывать, что историческое знание, прежде чем попасть на страницы учебников, проходит длительный и непростой путь от выдвижения гипотезы до признанной теории. Поэтому в вузовской практике незаменимыми источниками знаний и средством обучения является научно-историческая, справочно-энциклопедическая, мемуарная и публицистическая литература, а также исторические источники во всем их многообразии. Если этот набор средств обучения изобразить схематически, то получится как бы цветок, каждый лепесток которого имеет свой цвет, свое наполнение, и при соприкосновении которых возникают новые оттенки. То есть использование разных средств обучения позволяет уйти от черно-белого или безлико-серого взгляда на то или иное историческое событие. Историческое прошлое предстает более ярким, наполненным, живым.

В то же время каждое из одножанровых средств обучения, взятое в своей множественности, позволяет провести многоплановый анализ исторических явлений, познать, как говорил Аристотель, причину вещей. В качестве примера можно привести организацию работы со студентами над первоисточниками. Очевидно, что глубина и полнота учебного исследования, проведенного студентом по той или иной теме исторического курса, в значительной мере зависит от использования не одного какого-либо вида источника, а от совокупности источников, дающих взаимно дополняющую информацию. Чем шире и разнообразнее комбинация источников, относящихся к определенному событию или факту, тем увереннее будут выводы.

Например, при изучении в курсе истории России темы “Городские восстания в середине ХVП века” на примере Московского восстания 1648 г. студенты имеют возможность познакомиться с разнообразными письменными источниками: законодательными актами, сочинениями иностранцев, сообщениями зарубежной печати, летописями, материалами приказного делопроизводства и другими. В каждом из документов содержатся разнообразные сведения. В частности, в правительственном указе от 7 февраля 1646 г. говорится о введении новой пошлины на соль, в ноябрьском указе 1648 г. - о включении в тягло всех торговых, промышленных и ремесленных людей. Из челобитной русских торговых людей и челобитной московского мира, поданных царю Алексею Михайловичу (1648 г.), студенты узнают о недовольстве русского купечества засильем иностранных гостей на российском рынке и мздоимстве, воровстве и вымогательстве со стороны приказных людей и т.д.

Анализ, сопоставление одно- и разноязычных синхронных памятников, происходящих из разных мест, но говорящих об одном и том же событии, не только позволяют выяснить причины восстания, состав и требования его участников, ход событий, действия правительства и восставших, то есть разобраться всесторонне в этих сложных и противоречивых событиях, но и постигнуть значение документа в познании исторического прошлого, когда каждый документ высвечивает одну или несколько сторон события, но вместе взятые они создают довольно многогранный образ далекого прошлого.

При целесообразно выстроенной работе студентов с документами достигаются и другие образовательные цели и задачи, а именно осознание студентами ценности источника как памятника прошлого, который сам представляет собой историческое явление и поэтому несет на себе печать своего времени и что поэтому нужен критический подход к источнику, так как в противном случае может сложиться искаженная картина события или личности, чему в отечественной историографии мы находим немало примеров. Привитие студентам интереса к работе с историческими источниками, вооружение их методикой работы с документами способствуют формированию у них исторического мышления, способностей к критическому осмыслению исторического прошлого, к самостоятельности в его оценках.

В качестве стержневой линии вузовской технологии обучения мы выделяем множественность, комплексность, взаимосвязь и взаимодополнительность средств, методов и техник в сочетании с вариативностью их применения, благодаря чему студент постепенно приближается по уровню своих знаний, умений и навыков к требованиям, предъявляемым государственным стандартом к подготовке специалиста. Если же вернуться к вопросам, которые встают перед студентами - историками о смысле истории, о ее познавательных возможностях и значении ее изучения, то студенты исторического факультета УрГПУ уже на втором курсе проявляют достаточно глубокий и зрелый взгляд в своих ответах на эти вопросы.

В исторических эссе на тему “История и мы”, выполненных второкурсниками истфака во втором семестре 1998/99 учебного года, студенты затронули широкий круг проблем, связанных с историей как наукой, историей как учебной дисциплиной в школьном образовании и специальностью в системе профессионального образования, значением истории в формировании нравственных и патриотических качеств личности, с ролью личности и народных масс в историческом процессе и многими другими сторонами развития человеческого сообщества.

Важным представляется осознание студентами себя как носителей истории, а значит и понимание ответственности, которая ложится на их плечи как поколения, которое не просто будет жить в ХХI веке, но которому предстоит выполнять одну из важнейших общественных функций - воспитание и обучение подрастающего поколения. Отсюда и озабоченность современным состоянием экономики, культуры и нравственности российского общества, тревога за будущее своей страны и своих собственных детей, предложения по изменению положения к лучшему.

О самостоятельности, переживаниях, заинтересованности студентов в судьбах мира, страны, людей можно судить даже по немногим выдержкам из их работ:

“Я глубоко убежден, что история как наука - это ни что иное, как инструмент самопознания. С ее помощью человечество может оценить себя, с ее помощью можно понять, кто же мы такие, какие мы и можем ли быть иными”. “Изучая историю, видишь, как все народы переплетены между собой, как все связано и спутано. Мир предстает пред тобой огромным ульем с тысячами ячеек, в каждой из которых кипит своя жизнь, но все жители улья соседи и братья”. “Надо уметь любить и ценить Родину, понимать свой народ, искать свое место среди него”. “А понимающий, знающий человек - это уже что-то значит в нашей жизни”. “А я - пользователь этого знания, но на пользу своей стране. Если знать историю России - матушки многострадальной, так хочется залечить ей раны незаживающие. Вот одна из моих задач - развить патриотизм детей еще в детстве с помощью истории”.

Выдержки из студенческих эссе, на наш взгляд, в комментариях не нуждаются.

 




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz