проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Ячменева Н. В. (Екатеринбург)

Финансовая помощь уральцев фронту в первый период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.)

Массовый трудовой героизм, патриотизм населения СССР стали одним из важнейших факторов, обеспечивших победу в Великой Отечественной войне. Изучение опыта патриотической работы общественных организаций и государственных органов имеет не только научную, но и непреходящую практическую ценность для воспитания подростающих поколений. В данной работе автор опирался на исследование предщественников1 и архивные материалы.

Советские люди, воодушевлённые благородными освободительными целями войны, с первых её дней стремились сделать всё возможное для ускорения разгрома ненавистного врага, не допустить порабощения, спасти Родину от разорения, отстоять свою независимость. В суровые военные годы патриотизм породил всеобщее стремление к победе над врагом, вызвал к жизни разнообразные формы помощи населения тыла фронту. Ярким выражением патриотического движения явился сбор средств населением на приобретение боевой техники для Красной Армии. В Советской исторической литературе долгое время существовало мнение, по которому начало движения связывали с почином тамбовских и саратовских колхозников, внесших крупные суммы на вооружение.2 Изучение архивных материалов показывает, что инициатива по сбору средств на строительство танковых колонн, авиаэскадрилей боевых самолетов зародилась в первые месяцы Великой Отечественной войны . Выступление тамбовских колхозников в ноябре 1942 г. явилось, на нащ взгляд, началом следующего этапа развития этого массового движения . Активное участие в сборе средств на вооружение в первые месяцы войны приняли труженики Урала .

В Свердловской области по инициативе школьников Полевского района развернулся сбор денег на танки “Пионер”. Заработанные на уборке урожая деньги они перечислили на постройку танка имени пионера П. Морозова. Обком ВЛКСМ поддержал почин и принял решение о сборе средств на постройку танковой колонны “Свердловский комсомолец ”.3 В течение последних месяцев 1941 г. в фонд колонны было собрано 16,5 млн. рублей. 1 мая 1942 г. Красная Армия получила первую танковую колонну “Свердловский комсомолец”. А к концу 1942 г. молодёжь области собрала 10,1 млн. рублей на вторую танковую колонну.4 В 1943 г.ушла на фронт третья танковая колонна “Свердловский комсомолец”,на постройку второй было собрано 22 млн. рублей.5 Всего за годы войны комсомольцы и молодёжь Свердловской области собрали на вооружение 54,9 млн. рублей.

В середине октября 1941 г. учащиеся Ивановской средней школы района Оренбургской области перечислили на постройку танка “Пионер” 200 трудодней, заработанных летом на колхозных полях. В ноябре 1941 г. по почину колхозников зоны Шарлынской МГС и коллектива Оренбургского завода имени Кирова начался сбор средств на танковую колонну имени В. П. Чкалова.Бюро Оренбургского обкома ВКП (б) в решении от 30 ноября 1941 г. “О постройке трудящимися области танковой колонны имени В.П. Чкалова” одобрило инициативу, предложило коммунистам возглавить патриотическое движение и организщвать широкое обсуждение обращения.6 Всего по области было собрано 12076 тыс. рублей, в середине 1942 г. колнна танков была передана на вооружение танковой части .

2 октября 1942 г. колхозники октябрьского района Чкаловской области предложили построить вторую танковую волонну имени В. П. Чкалова. К началу 1943 г. от трудящихсяобласти поступило 70 млн. рублей. В телеграмме верховному главнокомандующему Сталину от 26 февраля 1943 г. сообщалось, что собрано ещё 30 млн. рублей. Таким образом общая сумма состсвила 100 млн. рублей.7

В дни, когда немецко-фашистские полчища рвались к Москве, комсомольцы Челябинского абразовного завода и Каргапольского района начали сбор средств на танковую колонну имени Челябинского комсомола, на которую было собрано 7,9 млн. рублей. Работа по строительству колонны производилась сверх установленого правительством указания и во внеурочное время. К 23 февраля 1942 г. Красная Армия получила 41 боевую машину “КВ”.8

Молодёжь Башкирии в конце 1941-начале 1942 гг. собрала 3 млн. рублей на постройку эскадрильи самолётов.9

Таким образом, в первый период Великой Отечественной такая форма патриотического движения, как сбор средств на строительство танков охватил весь тыловой Урал.

______________

1Исторический обзор проблемы см .: Ячменева Н.В

Патриотическое движение тружеников уральского села в годы Веливой Отечественной войны в отечественной историографии // Третьи уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург,1999.С. 110-112.

2История Великой Отечественной войны Советского Союза . В шести томах М.,1960. Т. З. С. 201; Наумова А.Г

Колхозное крестьянство-фронту // Учен. Доп. Перм.

Пед.ин-та.№101. Пермь, 1972 .С . 86-100; и др.

3ЦДООСО. Ф.4.Оп.36.Д.7.Л.63

4ЦДООСО. Ф.61.Оп.2.Д.1799.Л.1;Оп.5.Д.62.Л.11;Уральский рабочий. 1992.26 декабря.

5В книге И. Рощина “Народ фронту” на с. 34 отмечено, что были построены только две танковые колонны “Свердловский комсомолец”. См .:ЦДООСО. Ф. 4. Оп . 39. Д. 2. Л. 60.

6ЦДОООО. Ф. 371. Оп .5. Д. 124.Л . 15;Чкаловская коммуна . 1941. 15,19 окт.,27 ноября.

7Исторический архив. 1960.№3.С.78;Чкаловская коммуна,1942.2,11 окт.,30.;1943.26февр.

8Красный Курган.1941.27сент.; Вперёд.1941, 27сент.;2,4окт.; ЦДООЧО. Ф.288. Оп.1.

Д.813.Л.5.

9Красная Башкирия . 1941ю11,14.ноября;1942.4 янв.




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz