проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Кузьмин К.В. (Екатеринбург)

Педагогические курсы при Благовещенском двухклассном

сельском училище (1876–1877 гг.)

Реформы народного образования 1860–1870-х гг., коснувшиеся в первую очередь сельской начальной школы, потребовали организации подготовки кадров народных учителей. В середине 1860-х гг. Ученым комитетом Министерства народного просвещения были предложены различные пути подготовки учительских кадров, как через устройство стационарных учебных заведений (типа учительских семинарий или школ), так и посредством учреждения временных педагогических курсов при уездных училищах. Во второй половине 1860-х гг. наибольшую популярность получили педкурсы при уездных училищах: в 1869 г. имелось десять курсов, учрежденных на казенный счет и ежегодно готовивших около 150 учителей. В то же время, уже в конце 1860-х гг. выяснилось, что названные курсы во многом не достигали своей цели: по данным на 1 января 1869 г.1 лишь пятая часть обучавшихся на курсах были выходцами из сельского сословия, остальные же рассматривали учебу на курсах как наиболее приемлемое средство к повышению собственного общеобразовательного статуса, вовсе не намереваясь становиться сельскими учителями.

Именно в силу данного обстоятельства, а также и потому, что, по мнению тогдашних педагогов и чиновников учебного ведомства, “краткий теоретический курс педагогики и дидактики окажется не чем иным, как жалкой компиляцией из ученических тетрадок”2 инспекторов уездных училищ, в силу крайне низкой их теоретической подготовки. 24 мая 1871 г. педагогические курсы при уездных училищах, существовавшие на казенный счет, были упразднены3, а министерство взяло курс на организацию стационарных учительских учебных заведений типа семинарий.

В то же время, к концу 1882/83 учебного года в России, без учета Финляндии и Польши, функционировало 38 казенных учительских семинарий, в том числе: шесть – в Московском учебном округе; по пять – в Виленском, Харьковском и Санкт-Петербургском; по четыре – в Одесском и Казанском; три – в Дерптском округе; по две – в Киевском округе и в Восточной Сибири; по одной – в Оренбургском и Западно-Сибирском округах, а также в Туркестанском крае. Таким образом, подавляющее большинство заведений было сосредоточено в центральной России, хотя и их было явно недостаточно для удовлетворения потребности народных училищ в квалифицированных учительских кадрах.

В этих условиях губернские и уездные земства пытались изыскать возможности для подготовки кадров сельских педагогов, используя имевшиеся в наличии местные ресурсы. Именно так поступило первое Уфимское губернское земское собрание 1875 г., одобрившее доклад управы об учреждении одногодичных педагогических курсов при двухклассных сельских училищах в с. Благовещенский завод и в с. Мысово-Челнинском, с ежегодным ассигнованием на эти цели 4,4 тыс. руб. и с содержанием на каждом из курсов по 20 человек4.

4 июня 1876 г. попечитель Учебного округа разрешил учредить педагогические курсы при Благовещенском двухклассном училище в 1876/77 учебном году, впредь до окончательного обустройства Благовещенской учительской семинарии5. Отбор кандидатов в слушатели курсов производился Уфимским губернским училищным советом, а каждому слушателю назначалась стипендия в размере 10 руб. в месяц (то есть – 100 руб. за десять учебных месяцев), которая выплачивалась со второго месяца обучения.

Непосредственным руководителем курсов стал заведующий курсов А.Шалин, наблюдателем был назначен инспектор народных училищ Уфимской губернии Рыбаков. Всего на курсы было зачислено 22 человека, причем по “образовательному цензу” принятые в число курсистов распределились следующим образом: выпускники уездных училищ – 12 чел. (54,55 %), духовных училищ – 4 чел. (18,2 %), “недоучки”: из духовной семинарии – 3 чел., из духовного училища – двое, из мужской гимназии – 1 чел.6

Выпуск в июне 1877 г. составил лишь 17 человек, выбыло, таким образом, пять слушателей, в том числе: один был взят на военную службу, вытянув “жребий”; один – утонул 16 июня 1877 г. (буквально за день до окончания учебы) при купании в реке Белой; один – отчислен за пьянство; двое – перевелись для учебы в Благовещенскую учительскую семинарию, которая открылась в октябре 1876 г.7 Из 17 выпускников: семеро происходили из семей священников, причетников и диаконов (41,2 %); четверо – из семей солдат и унтер-офицеров (23,5 %); трое – из семей чиновников (17,6 %); двое – из крестьян (11,8 %) и один – из семьи мещанина (5,9 %)8.

Заведующий училищем А.Шалин к отчету о функционировании курсов в 1876/77 учебном году добавил весьма любопытный документ под названием: “Список слушателей годичных педагогических курсов при Благовещенском двухклассном сельском училище, составленный по степени педагогических способностей этих лиц с прибавлением кратких сведений об их нравственных качествах и телесном здоровье”9. В нем А.Шалин разделил всех слушателей курсов “по способностям к педагогическому труду” на 5 категорий: “весьма способны” (9 чел.), показавшие “средние” способности (7 чел.), с “посредственными” способностями (2 чел.), с очень слабыми (1 чел.), наконец, не успевшие себя показать, выбывшие из числа курсистов (3 чел.).

Качество подготовки на курсах было, судя по всему, значительно слабее, чем на аналогичных курсах при уездных училищах второй половины 1860-х гг., что объяснялось целым рядом обстоятельств: во-первых, сокращенным до одного учебного года сроком обучения; во-вторых, малочисленностью преподавательского персонала (всего 3 чел.); в-третьих, сокращенным объемом и числом преподававшихся предметов (изучались – Закон Божий, педагогика, русский язык, арифметика, геометрия, история и география. Таким образом, за рамками курса оказались: церковно-славянский язык, естественная история и физика, чистописание с черчением и пение).

В отчете о курсах за 1876/77 учебный год10 А.Шалин выделил три типа занятий слушателей курсов:

I. Теоретические, представлявшие из себя как лекции и беседы преподавателей, так и посещение уроков учителей двухклассного училища.

II. “Самостоятельные” пробные уроки, заключавшиеся в предварительном составлении подробного конспекта урока, но без какой-либо помощи со стороны преподавателя при его проведении.

III. “Полусамостоятельные” уроки, проводившиеся без составления конспекта, хотя и с предварительной подготовкой и с непосредственной помощью для немедленного исправления недостатков со стороны преподавателя во время урока.

Содержание курсов обошлось губернскому земству в 1945 руб., в том числе, было израсходовано: на стипендии слушателям – 1680 руб., на вознаграждения преподавателям – 145 руб. (по 60 руб. – двум преподавателям, 25 руб. – законоучителю)11.

Второе очередное Уфимское губернское земское собрание 1876 г. постановило увеличить число слушателей Благовещенских курсов с 20 до 30, одновременно сократив число курсистов планировавшихся к открытию в 1877/78 учебном году курсов при Мысово-Челнинском сельском двухклассном училище до 10 человек. На содержание курсов было отпущено12:

Статьи расхода

1 полугодие 1877 г.

2 полугодие 1877 г.

1. Стипендии курсистам

1000 руб.

2000 руб.

- в Благовещенском

1000 руб.

1500 руб.

- в Мысово-Челнинском

500 руб.

2. Вознаграждение преподавателям

265 руб.

600 руб.

- в Благовещенском

265 руб.

400 руб.

- в Мысово-Челнинском

200 руб.

Итого

1265 руб.

2600 руб.

7 июля 1877 г. попечитель учебного округа разрешил продлить курсы при Благовещенском двухклассном училище еще на один учебный год13, а 30 июля того же года было разрешено открыть аналогичные курсы и при Мысово-Челнинском двухклассном училище14. В то же время, летом 1877 г. неожиданно возникли трудности с распределением выпускников Благовещенских курсов 1876/77 учебного года. 16 августа 1877 г. директор народных училищ губернии Панов сообщал губернской земской управе, что ни Мензелинская, ни Бирская уездные управы не берут на свободные учительские вакансии воспитанников курсов, предпочитая им выпускниц женских прогимназий15.

В результате осенью 1877 г. курсы при Благовещенском училище так и не были открыты, и в 1877/78 учебном году они проводились только при Мысово-Челнинском двухклассном сельском училище, с набором десяти слушателей. Впоследствии П.Н.Григорьев в своем “Очерке деятельности Уфимского губернского земства по народному образованию. 1875–1910”, вышедшем в 1910 г., замечал, что “курсы эти большого успеха не имели, число желающих на них было незначительно”16.

_______________________

1 Журнал Министерства народного просвещения. 1870. № 4. С. 157–178.

2 Там же. 1860. № 3. С. 301.

3 Циркуляр по Казанскому учебному округу. 1871. № 7. С. 365–366.

4 Оренбургский листок. 1876. № 16. С. 3.

5 ЦГИА РБ. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 300. Л. 2.

6 Там же. Л. 66.

7 Там же. Л. 59–60.

8 Там же. Л. 61–64.

9 Там же. Л. 59–60.

10 Там же. Л. 66–69.

11 Там же. Л. 88–100.

12 Там же. Л. 26.

13 Там же. Л. 32.

14 Там же. Л. 34.

15 Там же. Л. 39.

16 Григорьев П.Н. Очерк деятельности Уфимского губернского земства по народному образованию. 1875–1910. Уфа, 1910. С. 32.

 




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz