К вопросу о специфике развития Советов рабочих и солдатских депутатов в Поволжье в 1917 году. Локальный аспект
В исторической науке рассмотрение и преподавание вопросов, связанных с изучением государственных структур, как правило, ведется двумя путями. Либо сведение процессов к единому знаменателю, направлению и единообразию, либо к описанию отдельно взятого региона. События 1917 г. не являются исключением. Советы рабочих и солдатских депутатов, как институты, возникшие и действующие в период с марта по октябрь 1917 г., не разбирались с учетом локального характера каждого Совета. Если стадиальный аспект этой проблемы достаточно хорошо разработан, общее направление развития советов в 1917 г. в рамках руководящего органа Петроградского совета рабочих депутатов изучено основательно, то локальные проявления внутри каждого региона нуждаются в доработке. Данный доклад ставит своей целью преодолеть этот недостаток на примере Поволжского региона.
Рассмотрим взаимоотношения Советов рабочих и солдатских депутатов и структур Временного правительства на материалах Саратовской, Симбирской и Самарской губерний в период становления новых революционных органов.
С самого начала революционных событий в Симбирской губернии новой властью была сохранена прежняя структура управления. В руках Комитета Народной власти сосредоточились функции различного характера: надзор за подчиненной местностью, принятие мер и исполнение законов, назначение на должности чиновников, руководство милицией, контроль за местными судами, финансами в пределах губернии. Советы формировались медленнее, чем органы Временного правительства. Образование Совета рабочих и солдатских депутатов происходит 10 марта. Их деятельность в марте-апреле была малозначительной. Комитет народной власти со своей стороны не допускал в свой состав представителей Советов. Единственной структурой в Симбирске, где сосредотачивались представители всех управленческих сил и Советов, была добровольческая милиция. Эти особенности развития в Симбирске опровергают наличие двоевластия в этой губернии. Совет рабочих и солдатских депутатов был настолько слаб, что основные его функции были организация демонстраций и наблюдение за органами власти, однако, это действия из разряда пассивных. Это необходимо учитывать и в подачи материала и в методических разработках
В Самаре ситуация была иной. Особый временный городской комитет и Городской совет рабочих депутатов образовались одновременно. В Совет вошли представители всех социалистических сил: меньшевики, эсеры, большевики, бундовцы. Влияние Совета было обусловлено митинговой волной и наличием в Самаре большевистской организации. Формирование Совета солдатских депутатов имело свои особенности. В Самаре существовали два совета, объединяющих военных: Совет солдатских депутатов и Совет военных депутатов, где в последнем преобладали офицеры, эта особенность развития в Самаре тоже, как правило, остается за рамками исследований. Конечно такая ситуация существовала не долго и объединение этих структур произошло, однако именно такое формирование совета солдатских депутатов наложило отпечаток на характер развития событий. Объединение с Советом с рабочих депутатов так и не произошло до конца осени 1917 г..3 марта Комитет Народной Власти расширился до 200 человек за счет представителей Советов, включенных в исполком.
1 Таким образом, в Самаре сложилась уникальная ситуация, когда все политические силы действовали в рамках одной государственной структуры. В связи с этим Комитет Народной Власти частично финансировал Совет рабочих депутатов и Совет военных депутатов. Самарский Совет получил от Комитета Народной Власти с марта по сентябрь 1917 г. 35112 рублей.2 В других регионах Советы вообще не получали средств от Временного правительства. Советы в ряде случаев выкупили в собственность предприятия. Так в Ардатовском уезде Симбирской губернии к Совету перешла половина русского автомобильного завода (рабочие выплачивали процент от заработной платы в фонд покупки завода). Конфискации же и экспроприации Советами были явлениями распространенными.Для Саратова характерно представительство в Совете от крупных промышленных предприятий, где лидировали большевики. Каждый завод посылал 2-3 человека в Совет. Наказы и программы повторяли рекомендации Петроградского Совета. Совет Солдатских депутатов в Саратове не сложился. 6 марта Совет рабочих депутатов вводит в свой состав представителей от воинских частей и преобразуется в Совет рабочих и солдатских депутатов. В Общественном городском исполнительном комитете не было единого мнения о том, как действовать: ждать указаний сверху или строить власть самим. Только 5 марта Общественный Городской Исполнительный Комитет объявляет себя властью на территории губернии.
Революция предусматривает смену всех прежних законов. В Самаре и в меньшей степени в Саратове проявилась тенденция к единению при устранении старой царской администрации. В Симбирске новая власть организовалась после указаний из центра. Чем же занимались Советы, и что у них реально получалось? Сомнения в том, могут ли они справиться с хозяйственными, управленческими функциями на местах возникали и в самих Советах рабочих и солдатских депутатов. На съезде 23-24 марта 1917 г. Советов Саратова, Симбирска, Самары, Астрахани, Казани, Пензы были представлены 2 точки зрения.
3 Во-первых, утверждалось, что Советы это временная революционная организация, необходимая для построения нового порядка, но у них нет ни знаний, ни опыта, ни возможностей для нормального ведения повседневной работы, ни подготовленных специалистов. Вторая точка зрения определялась революционным романтизмом: главное не бояться и все получится. Учиться можно и в процессе руководства местной жизнью.Советы занимались рядом вопросов. На первом месте стояла агитация и пропаганда, подготовка революционных сил, следом шли борьба за улучшение условий труда, организация фабзавкомов, рабочего контроля, а уже потом текущие вопросы. Наиболее обширная агитация и пропаганда шла через газеты. Каждый Совет рабочих и солдатских депутатов имел свои “Известия”, где подробно излагал не только свои позиции, но и трактовку событий.
Советы рабочих депутатов в Поволжье не проявили себя должным образом в борьбе за улучшение условий труда. Вопрос о минимуме заработной платы так и не был разрешен, за исключением служащих городского трамвая Самары. Проблема с безработицей Советами решалась перераспределением рабочих мест. На Прохоровском заводе и некоторых других предприятиях увольнению по инициативе Советов подлежали бездетные незамужние женщины, в отношении которых завком постановил, что они могут существовать на зарплату мужа. За повседневные дела Советы брались в крайних случаях и с целью привлечения трудящихся на свою сторону. Например, в Симбирске депутаты открыли бесплатную читальню, сформировали “Легион свободы” для охраны ответственных объектов. Уездные Советы действовали подобным образом. Так, в Ардатовском уезде был отстранен от должности за взятки помощник начальника милиции,
4 принято решение об истреблении волков в Сенгилеевском уезде,5 да и то с запозданием.Советы показали неспособность решать местные хозяйственные вопросы. За 7 месяцев с марта по октябрь они пережили 3 реорганизации, несколько перевыборов. В их составе то упразднялись, то вновь возникали различные структурные подразделения, не предусмотренные уставом. Сам Совет отвечал и за принятие решения, и за его реализацию, и за ответственность и наказание за неисполнение. В них
не было системы сдержек и противовесов. Организационно Советы представляли быстрореагирующую силу для решения неотложных задач, но не могли выполнить кропотливый, каждодневный труд управления.Итак, во-первых, Советы в Поволжье не имели необходимых рычагов влияния на власть, во-вторых, не располагали достаточной финансовой базой, в третьих, депутаты не имели должной теоретической и практической подготовки в вопросах местного самоуправления.
_______________________
1
Кабытова Н.Н. Власть и общество в Российской провинции: 1917 год в Поволжье. Самара, 1999.2
Известия Самарского Совета рабочих депутатов. 1917. № 86. С.13
Известия Саратовского Совета. 1917. 27 апреля. С.2.4
Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф.677. Оп.2. Д.5. Л.6.5
ГАУО Ф. 677. Оп.2. Д. 30. Л.5.