проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

 

Меньщиков В.Н. (Омск)

Рейтинговая система как способ активизации учебной

деятельности студентов на семинарских занятиях по курсу

“История России”

Как известно, рейтинговая система все активнее внедряется в учебный процесс высшей школы. Есть сторонники и противники этой системы. Исходя из опыта работы на семинарских занятиях с использованием элементов рейтинговой системы, сформулируем ряд положений, которые, на наш взгляд, представляют интерес для развития гуманитарного образования в XXI веке.

Во избежание схематизма и упрощения учебного процесса, мы отказались от использования рейтинговой системы в чистом виде, а используем ее промежуточный вариант, то есть в сочетании с традиционной системой обучения. От сдачи экзаменов по предмету освобождаются только студенты, набравшие максимальное количество баллов, в каждой группе таких студентов насчитывается, как правило, от 3 до 5 человек. Все остальные выходят на экзамен с определенным числом баллов, которые составляют как бы “визитную карточку” студента, являются свидетельством результативности его работы на протяжении семестра.

Такой метод использования рейтинговой системы дает ряд ценных преимуществ, как преподавателю, так и студентам, стремящимся к усвоению полученных знаний:

  1. Студенты получают определенный заряд для активного участия в работе семинара. Лучшие из них рассчитывают получить “автомат”. Для остальных дух соперничества, в хорошем смысле этого слова, и желание иметь “репутацию” не предстоящем экзамене, способствуют привлечению к самостоятельной творческой деятельности;
  2. Рейтинговая система способствует эффективному поиску путей самостоятельной работы: студенты выступают с докладами, работают над рефератами, успешная защита которых оценивается значительным количеством баллов, выполняют краеведческие задания, участвуют в работе научных студенческих конференций;
  3. Величина получаемых студентами баллов зависит от качества работы студента на семинаре. Хотя заранее известно то или иное количество баллов за каждый вид работы, но они могут варьироваться в зависимости от того, как выступал студент – была ли поставлена проблема, насколько грамотно был изложен материал. При этом учитывается умение отвечать на задаваемые вопросы и т.д.

Гибкое использование рейтинговой системы зависит от творчества преподавателя, от уровня его научного потенциала и педагогической подготовки. Сочетание компонентов рейтинговой системы с традиционными формами обучения при соответствующем оснащении вузов научно-технической базой может наиболее эффективно способствовать приобщению студентов к глубоким знаниям.

 




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz