проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

 

 

Огоновская И.С. (Екатеринбург)

Вступительные экзамены в вузы как средство мониторинга состояния исторического образования в современной школе

Ежегодные вступительные экзамены в высшие учебные заведения Екатеринбурга дают обширный и интересный материал, позволяющий дополнить общую картину состояния исторического образования в средних учебных заведениях Свердловской области.

Специалистов в области истории и обществознания готовят исторические факультеты УрГУ, УрГПУ, НТГПИ, философский факультет и факультет политологии и социологии УрГУ, а также ряд педагогических колледжей, имеющих право подготовки специалистов для работы в начальной школе и первом концентре.

В июле 1999 г. по согласованию с деканами исторических факультетов УрГУ и УрГПУ кафедрой исторического и социально-гуманитарного образования ИРРО при содействии преподавателей-членов приемных комиссий было проведено исследование степени подготовленности выпускников ОУ к вступительным экзаменам в ВУЗы. Основными показателями подготовки являлись предметная, деятельностно-коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие образованности, предложенные в качестве критериев национально-региональным компонентом государственного образовательного стандарта.

В ходе исследования были письменно и устно опрошены 643 выпускника, поступающих на факультеты УрГУ (философский, исторический, культурологии и искусствоведения, журналистики, политологии и социологии) и исторический факультет УрГПУ. Полученные анкеты были проанализированы автором данной статьи и позволяют сделать некоторые выводы о состоянии исторического образования в школах Свердловской области.

Как показали результаты исследования, престиж исторического образования среди выпускников ОУ по-прежнему высок. Несмотря на непонимание проблем будущего определения с работой, большинство абитуриентов рассматривают историческое образование и вообще образование как возможность развития своих интеллектуальных способностей, деятельностно-коммуникативных умений, позволяющих быстрее и менее болезненно адаптироваться в сложных социальных условиях. Часть выпускников объяснили свое стремление к учебе в вузе и своим представлением о высшем учебном заведении как носителе высокой культуры.

Серьезную конкуренцию выпускникам Свердловской области составляют выпускники ОУ Казахстана, Оренбургской, Курганской, Пермской, Читинской, Тюменской, Челябинской (Златоуст, Озерск) областей, гг. Нефтеюганска, Омска, Чебоксар, Улан-Удэ, Тобольска и др. Широкий приток “ иноземцев” связан прежде всего с трудностями поступления в собственные вузы (например, в Казахстане), в переходе многих из них на платное образование. В этой связи екатеринбургские вузы рассматриваются как шанс для дальнейшего профессионального самоопределения. Тенденция расширения абитуриентов за счет выпускников школ других территорий страны повышает требования к качеству подготовки учащихся в образовательных учреждениях Свердловской области.

Особую тягу к гуманитарному образованию в УрГУ и УрГПУ среди выпускников ОУ Свердловской области проявили учащиеся крупных городов - Екатеринбурга, Н.Тагила, Первоуральска, Каменска-Уральского, Асбеста. Кроме того ежегодно увеличивается количество абитуриентов из Заречного, Новоуральска, Лесного, В.Пышмы, Ревды, Красноуфимска, Режа, Березовского, Богдановича, Верхотурья, Карпинска, Туринска, Полевского, Талицы, Н.Салды, Алапаевска, Б.Истока, Качканара, Сысерти, Сухого Лога, Кировграда, Среднеуральска, Кушвы, Тавды, Невьянска и др.

Многие выпускники с благодарностью вспоминают учителей истории как педагогов, которые с увлечением и даже самоотверженностью занимаются своим предметом, на уроках которых были востребованы не только знания, но и интеллектуально-творческий потенциал учащихся. Примерно 10% абитуриентов участвовали в подготовке сообщений, докладов, были участниками конференций. Вместе с тем, около 10% опрошенных отметили частую смену педагогов в школе, отсутствие занятий по истории в течение длительного времени. Кроме того, около половины опрошенных подтвердили, что основным видом работы на занятиях является работа с учебником. Любопытно, что многие выпускники считают такой вид работы вполне достойным, ибо конспектирование параграфа давало большинству гарантированную высокую оценку.

Наиболее слабую подготовку показали абитуриенты, окончившие школу 5-6 лет назад. С сожалением приходится констатировать, что старый узкопредметный подход в преподавании, ориентация на репродуктивность дают печальные результаты: у учащихся отсутствуют навыки самостоятельного мышления, работает только кратковременная память, а следовательно, через самое короткое время полученная информация забывается.

Проведенное анкетирование позволило также сделать вывод о том, что наиболее серьезно подготовлены к экзаменам выпускники, занимающиеся с репетиторами (преподавателями школ и вузов). Среди достоинств репетиционной подготовки выпускники отметили индивидуальный подход, возможности получения необходимой литературы, обсуждения наиболее сложных проблем, проговаривания материала, приобретения деятельностно-коммуникативных навыков, психологическую подготовку к экзамену.

Исследование выявило и проблему выпускников, окончивших учебные заведения с медалью. Многие из медалистов не смогли подтвердить свой статус. Так, из поступающих в УрГУ подтвердили свои медали: архивоведение – 6 из 15 чел., правоведение – 4 из 19 чел., документоведение – ни один, история – 5 из 19 чел., политология, социология, социальная работа – 8 из 20 чел., культурология – 3 из 7 чел. и т.д. На собеседовании в УрГПУ только 14 из 23 медалистов были зачислены на факультет по результатам собеседования. Причины такого явления разнообразны: психологический стресс, высокие требования и другое. Вместе с тем, члены комиссии отмечают и несоответствие уровня, качества знаний и деятельностно-коммуникативных умений некоторых выпускников предъявляемым требованиям.

Анализируя содержательные аспекты, члены комиссий отметили высокий интерес абитуриентов к истории России как предмету, дающему не только знания об историческом пути государства и деятельности отдельных личностей, но и ориентированному на осмысление, понимание этих процессов, а также предполагающему собственные оценки, аргументы в защиту той или иной точки зрения. К сожалению, многие молодые люди подчеркивали, что только в процессе подготовки к экзаменам они заинтересовались историческими проблемами, вышли на уровень комплексного видения процессов, происходивших и происходящих в России. Некоторые из них (причем немногие) пытались творчески осмыслить, сопоставить события, происходящие в различные времена.

В предметной подготовке выпускников ОУ можно выделить следующие недостатки:

Деятельностно-коммуникативные качества образованности, по мнению членов комиссий, представлены достаточно слабо. Очевиден положительный сдвиг в стремлении части выпускников к размышлению, к высказыванию собственной оценки по поводу тех или иных исторических событий, личностей. Некоторые выпускники смогли изложить различные точки зрения по тем или иным историческим проблемам (этногенез восточных славян, принятие христианства на Руси, взаимоотношения Руси и Золотой Орды,, смутное время, петровские преобразования). Однако таких оценок и мнений очень мало, особенно по проблемам отечественной истории ХХ века. Кроме того, зачастую в ответе того или иного абитуриента слышались интонации его учителя, категорично и резко дающего оценку какому-либо историческому событию или деятелю, иногда собственные размышления абитуриентов были абстрактны и не строились на необходимой “знанческой” базе.

В целом, даже небольшое исследование позволяет выявить проблемы преподавания истории в школе и обрисовать перспективы возможных подходов к решению данных проблем. На наш взгляд, они заключаются в следующем:

  1. Учителям истории необходимо обратить самое пристальное внимание на формирование у учащихся целостных представлений об истории России, населяющих ее народов, на место уральского региона в контексте российской и мировой истории;
  2. Преподавателям истории следует более спокойно и взвешенно давать оценки историческому прошлому России, акцентируя внимание учащихся на созидательных моментах в любой исторической эпохе;
  3. Приоритетным в деятельности учителя должно быть развитие у старшеклассников умений анализировать, оценивать события прошлого и настоящего, вклад участников исторического процесса, определять свое отношение к ним. Вместе с тем, собственные оценки и выводы должны строится на необходимой фактологической базе;
  4. Особое место в деятельности педагога и учащегося должны занимать работа с источниками, историко-географическим материалом, понятийным аппаратом. Учащиеся должны научиться не столько потреблять знания, сколько добывать эти знания самостоятельно;
  5. Серьезный акцент в образовательном процессе должен быть сделан на развитие деятельностно- коммуникативных навыков, позволяющих учащимся логично, доказательно излагать свои взгляды, формулировать выводы, литературно-грамотно оформлять свои мысли, а кроме того, быть психологически готовым к быстрому ответу, публичному выступлению, экзамену;
  6. История как предмет должна сохранить свою мировоззренческую направленность, поэтому особое внимание педагогов должно быть направлено на гражданско-воспитательный аспект в преподавании.

 




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz