проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Пашкова И.А. (Глазов)

Проблемы теории и практики национально-государственного строительства на Урале в 1917 году

Февральская революция произошла в многонациональной империи, нерусские народы в которой составляли почти 57% населения. Испытывая различные формы национального угнетения, они оказывали правящему режиму все нарастающее сопротивление.

Национальное движение являлось важнейшей составной частью общероссийского демократического процесса. Требование предоставления жителям многонациональной страны равных гражданских прав, независимо от национальности и вероисповедания, в той или иной форме входило в программы всех оппозиционных царскому режиму политических партий и организаций.

Пришедшее к власти в результате победы Февральской революции Временное правительство предприняло определенные шаги в расширении прав народов: были отменены национальные, расовые и религиозные ограничения, существовавшие в самодержавной России. Правда, вопрос о национальной государственности народов не был решен. Здесь сказалась великодержавная ориентация российского либерализма, явившаяся его “ахиллесовой пятой”. Это привело к тому, что по мере дальнейшего развития событий национальный вопрос начинает приобретать все более самостоятельное звучание. Просчеты неопытной и нерешительной демократии, затягивание с ходом осуществления насущных социально-экономических и политических реформ давали дополнительный импульс усиливающимся сепаратистским тенденциям.

Весной-летом 1917 г. наблюдается бурный рост национальных движений в разных частях России, требовавших независимости Финляндии, а также оккупированных Германией Польши и Литвы, самоуправления Эстонии и Латвии, национальной автономии Украины, Белоруссии, Крыма и Закавказья, Татарии, Бессарабии и Туркестана.

Национальный вопрос весьма остро стоял и на Урале, где почти 30% всего населения составляли нерусские народы.1 Они были сосредоточены главным образом в Уфимской, Оренбургской и Вятской губерниях. Здесь проживали башкиры, татары, удмурты и представители других национальностей.

Особенно сильное национальное движение возникло у башкир. Первоначально основными требованиями его участников были ликвидация национального гнета, прекращение дальнейших захватов и возвращение ранее отнятых башкирских земель, сохранение и развитие национальной культуры. Впоследствии они выдвинули задачу создания автономного Башкортостана, нашедшую широкую поддержку среди крестьянства и интеллигенции.

16 ноября 1917 г. Башкирское областное шуро провозгласило башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Пермской, Самарской губерний автономной частью Российской республики.2 Эта автономия была утверждена на Башкирском курултае в декабре 1917 года в Оренбурге. Суть концепции автономного Башкортостана состояла в том, что он войдет в состав России как один из федеративных штатов (республик), будет иметь свой парламент. Башкиры, оставшиеся вне его пределов, переселяться на территорию Башкирии; останутся здесь и русские, чуваши, марийцы и т.д., но башкиры вместе с другими мусульманами, то есть татарами, составят не менее 60% населения республики. К органам автономного управления перейдут функции охраны общественного порядка, сбор и расходование налогов, суд, народное образование, распоряжение вооруженными силами Башкортостана, его землями, недрами, лесами, водами.

Отсутствие у большевистской партии к Октябрьской революции программы строительства нового многонационального государства способствовало тому, что теоретически национальный вопрос оставался для большинства неясным, среди большевиков широко были распространены национально-нигилистические взгляды. Так, С.Диманштейн, один из руководителей Наркомнаца, признавал, что “до сих пор теоретически национальный вопрос не рассматривался прямо в социалистическом строительстве или в его первой переходной форме при диктатуре пролетариата: как сложатся национальные отношения, каковы будут их государственные формы, тенденции развития национальной жизни, их обособление или слияние и в каких областях какое течение возьмет верх над другими”.3

Заметим, что основоположники марксизма-ленинизма никогда не ставили перед собой задачу создать подобную теорию в развернутом виде. Они связывали весь комплекс национальной проблематики главным образом с выявлением исторической миссии рабочего класса, с осуществлением социалистической революции и переходом от капитализма к социализму как первой фазе коммунистического общества. Соответственно в их трудах основной тезис в определении значения и содержания национального вопроса сводится к характеристике последнего в качестве как бы вторичного, дополнительного, уточняющего и конкретизирующего элемента по отношению к целям и задачам рабочего класса. Иначе говоря, изучение ими национального вопроса осуществлялось как бы не в полном объеме. Они к этому никогда и не стремились, у них анализ шел лишь по главным и политически наиболее важным аспектам в рамках системного подхода к изучению условий перехода от капитализма к социализму, а также последующего построения социалистического общества.

Такой подход, разумеется, был правильным и вполне правомерным. Поэтому до Октября 1917 г. большевики мало задумывались над государственным устройством будущего социалистического Отечества. Провозглашенный тезис “о национальном самоопределении” трактовался ими весьма однозначно. У большевиков была вполне конкретная позиция лишь в отношении Польши и Финляндии. Возможный выход из будущего Российского государства других национальных окраин не обсуждался даже теоретически.

Гражданская война и военный коммунизм заставили отложить вопросы, как теории, так и практической политики в сфере государственного устройства. Окончание гражданской войны и особенно переход к новой экономической политике вновь поставили на повестку дня задачу государственного переустройства, создания устойчивой политической системы в рамках бывшего Российского государства. Уже в тот период во взглядах руководящих кругов партии и государства выявились две тенденции: одна - к созданию унитарного государства, которую до некоторой степени (особенно вначале) разделял В.И.Ленин, другая – к конфедерации союзных государств, за что выступали, прежде всего, руководители Украины и Закавказья. В результате дискуссий большевиков, эпизодического участия в них тяжело больного Ленина, трагических конфликтов между представителями Центра и “периферии” был принят первый Союзный договор – вполне конфедеративный по форме и жестко унитарный по сути, лишающий какой-либо самостоятельности как союзные республики, так и автономные образования.

______________________________

1 См.: Победа Октябрьской социалистической революции на Урале. Свердловск, 1967. С.514.

2 См.: Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики: Сб. док. и материалов. Уфа, 1959. С.83.

3 Жизнь национальностей. 1920. № 17. С.1.




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz