проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

 

Протасова И.А. (Екатеринбург)

Организация педагогической практики в педагогических учебных заведениях СССР

В первые годы советской власти была разработана и осуществлена программа подготовки учителей для новой школы. “Но все же особое значение при столь яркой революции в школе, - писал А.В.Луначарский, - надо признать за выработкой нового учительства, а стало быть, за правильной постановкой педтехникумов и педвузов”.1

В постановлении Первого Всероссийского съезда работников просвещения (1918 г.) говорилось о необходимости создания единого типа высшего учебного заведения, где готовились бы учителя для новой советской школы. Программа Наркомпроса в области подготовки педагогических кадров, изложенная М.Н.Покровским в “Тезисах по вопросу реформы учительских институтов”, подчеркивала необходимость тесной связи теоретической подготовки учителей с их профессиональной и общетрудовой практикой и обеспечения студентам достаточно полного общего образования. Выпускники педагогических учебных заведений должны были свободно ориентироваться во всех предметах учебного плана единой трудовой школы. Особое значение придавалось общественным наукам, формирующим мировоззрение студентов.

Различные аспекты проблемы подготовки будущих учителей нашли отражение в работах видных советских педагогов 20-30-х гг. Большой вклад в теорию и практику педагогического образования внесла Н.К.Крупская. Возглавляя научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (ГУСа) Наркомпроса РСФСР, она самое пристальное внимание уделяла вопросам работы педагогических учреждений. Надежда Константиновна была тесно связана с педвузами и педтехникумами; встречалась с преподавателями и студентами; участвовала в совещаниях по актуальным вопросам их работы. В статье “Реорганизация подготовки учительства” (1923 г.) Н.К.Крупская писала, что педвуз должен стать педагогической лабораторией, через которую пропускаются идеи новой школы, где они “перемалываются, разрабатываются”. Особое внимание она уделяла практической подготовке будущих учителей, которая должна была заключаться в работе в библиотечках-передвижках, в справочных бюро, в проведении бесед на политические, производственные темы и т.д.2 Мысли, высказанные ею в статье, получили дальнейшее развитие на Всероссийской конференции по педагогическому образованию, где Крупская в своем выступлении отметила, что просветительскую практику студенты должны проходить на заводах, в деревнях. В докладе на ректорском совещании по подготовке будущих учителей (1930 г.) Н.Н.Крупская предложила программу деятельности педвузов, направленную на улучшение теоретической и практической подготовки студентов. Она выдвинула положение о связи педтехникумов и пединститутов; последние должны были взять на себя ответственность за постановку работы в школах-десятилетках с педагогическим уклоном и в педтехникумах. Выступая на Всероссийском совещании представителей педтехникумов (1930 г.), она выделила приоритетные направления в обучении студентов данного типа учебных заведений: на младших курсах основное внимание должно было быть уделено их знакомству с педагогической теорией, на третьем курсе - “искусству педагогической деятельности”.3

Ряд важных вопросов организации педагогического образования поднял в своих статьях и выступлениях А.В.Луначарский. Он неоднократно обращал внимание на необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузах и техникумах, являющихся “тем аппаратом, который дает наиболее квалифицированных специалистов”.4

Особое внимание вопросам подготовки учителей уделял А.С.Макаренко. В статье “Некоторые соображения о наших детях” (1935 г.) он выделил основные направления в подготовке студентов педвузов. Необходимо, писал он, давать им широкое образование независимо от избираемого профиля; они должны получить не только специальное образование, но и специальное воспитание. А.С.Макаренко считал необходимым введение практических занятий и упражнений студентов по различным аспектам воспитательной деятельности учителя. 5

В 20-е гг. в СССР сложилась система педагогического образования, включавшая следующие типы учебных заведений: педтехникумы (позднее педучилиша), пединституты, педфаки университетов, педагогические курсы, педагогические классы в школах 2 ступени. Срок обучения в педагогических институтах определялся в четыре года (три года теоретических и один год практических занятий). Постановлением Наркомпроса студенты 3 и 4 курсов обязывались ежедневно работать в единой трудовой школе два-три часа в день.

В 1924 г. состоялась Всероссийская конференция по проблемам педагогического образования, определившая новые требования к подготовке педагогов. С докладом “Сельскохозяйственный уклон в педвузах и организация педагогической практики” выступил С.Т.Шацкий, подчеркнувший значимость практической подготовки учителей в период их обучения в вузе. Известный советский педагог полагал, что подготовку молодых специалистов следует вести в процессе их работы, накопления личного опыта, постоянных упражнений, способствующих выработке педагогического мастерства. Теоретическая работа студентов должна сопровождаться “систематическим практиканством”.

В работе “Школа для детей или дети для школы” (1922 г.) С.Т.Шацкий писал, что существующие педтехникумы, педагогические институты и педфаки университетов надо вовлекать “в рамки общей организации педагогической работы”. Роль и задачи этих учреждений должны заключаться, по его мнению, в следующем: определение доли своего участия в педагогической работе города и района; организация педагогических курсов для работающих учителей; установление связи с местными организациями по изучению социальной среды, устройству музеев, выставок, экскурсий, экспедиций исследовательского характера и т.д. “Молодые учителя должны учиться в среде, насыщенной живой, широкой, жизненной педагогикой”. Развивая заложенные в “Училище наставников” идеи, С.Т.Шацкий предлагал создавать не отдельные педагогические учебные заведения, а комплексные педагогические центры, программу работы которых он раскрыл в статье “Острые вопросы педагогического образования” (1923 г.). Анализируя пятилетний опыт развития педагогического образования, Шацкий отметил несоответствие “духа” новой школы и характера подготовки педагогов, что проявлялось как в содержании, так и в организации работы педагогических учебных заведений. К их основным недостаткам он относил преобладание пассивных методов обучения и оторванность от школы. В комплексных центрах, - по его мнению, - студент являлся бы не слушателем -“усвоителем”, а живым соучастником общего дела”. 6

В 1924 г. был принят новый учебный план педтехникумов, усиливший профессионально-педагогическую подготовку учащихся. Повышался удельный вес педпрактики, которая должна была начинаться с 1 курса. В 1927 г. были утверждены так называемые типовые учебные планы педвузов, отводившие 50% времени на специальные, 35% на общественно – экономические, 11% на педагогические дисциплины, 4% времени на педагогическую практику.

В конце 20-х – начале 30-х гг. Наркомпрос РСФСР провел реформирование системы подготовки учителей. Большинство педагогических институтов было реорганизовано в агропедагогические либо в индустриально-педагогические институты с трехлетним сроком обучения. Общественно-литературное отделение институтов готовило учителей истории для школ девятилеток и преподавателей ФЗС.

Место педагогической практики в учебных планах педагогических вузов в 20-е-гг. неоднократно менялось. До 1923 г. она была обязательной только для студентов 4 курса. Позднее практику включили в учебный план 2 курса. В ряде педвузов она начиналась с 1 курса. Студенты знакомились с опытом работы воспитательных учреждений, с организацией народного образования в городе, районе, селе, с методикой внешкольной работы. Со 2 курса изучалась политпросветработа и детское коммунистическое движение. Студенты включались в активную пропагандистскую работу: читали лекции, проводили беседы, готовили массовые политико-просветительные мероприятия. На 4 курсе они давали пробные уроки, проводили классные собрания, беседы, экскурсии и т.д.

Типовыми учебными планами Главпрофобра (1927 г.) педпрактика не предусматривалась. Тем не менее многие педвузы проводили её сверх сетки часов, предусмотренных учебным планом.7 В 1930 г. была осуществлена модернизация учебных планов педвузов. Время на педагогическую практику увеличивалось до 38-40% всего рабочего времени. Вводилась непрерывная производственная практика на предприятиях, в колхозах и культурно-воспитательных учреждениях, продолжительность которой составляла не менее месяца на младших курсах и до одного семестра на старших.

В связи с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 “О преподавании гражданской истории в школах СССР” с 1935 г. в ряде пединститутов были открыты исторические факультеты, учебные планы которых предусматривали основательную теоретическую и практическую подготовку студентов.

Было реорганизовано и среднее педагогическое образование. Педпрактика учащихся педагогических техникумов начиналась со 2 курса и продолжалась в течение всего 3 курса. В январе 1939 г. было утверждено новое положение об организации и содержании педпрактики студентов вузов.

В 30-е гг. педагогическая практика студентов высших учебных заведений включала ознакомительную практику на 2 курсе, общественно-политическую на 3 курсе, учебно-методическую практику на старших курсах, что являлось несомненным шагом вперед, так как изучение теории педагогики предшествовало или проходило одновременно с организацией практической работы в школе. В конце 60-х гг. были усовершенствованы учебные планы вузов, составленные еще в 50-х начале 60-х гг. В них значительно сокращалось количество учебных часов на теоретическое обучение за счет увеличения времени на производственную практику (по некоторым специальностям до 30 недель).

Содержательная и организационная сторона педпрактики нашли отражение в программных и инструктивных документах. Инструкции и программы 40 - 50-х гг. определяли преимущественно организационные и правовые нормы проведения педпрактики как вида учебного процесса (виды практики по годам обучения, руководство ею, вопросы финансирования и т.д.). В программе 1960 г. наряду с перечнем мероприятий был определен круг практических умений и навыков, необходимых в работе учителя, установлены этапы овладения этими умениями по курсам.8

Программа 1972 г. определила следующие виды педагогической практики студентов вузов:

С 1984-85 учебного года на всех факультетах педвузов была введена непрерывная педагогическая практика, предусматривавшая овладение студентами младших курсов разнообразными умениями и навыками общественной работы и привлечение старшекурсников к практическому участию в учебно-воспитательном процессе школы.9 Практика студентов 1-3 курсов была введена в учебный план института (по 4 часа в неделю).

Система непрерывной педагогической практики включала в себя общественно-педагогическую, летнюю и учебно-воспитательную практику. Общественно-педагогическая практика рассматривалась в качестве составной части общественно-политической практики и включала основные направления и виды общественной работы будущего учителя.

Студенты в ходе неё выполняли функции помощника учителя начальных классов, отрядного вожатого 4-7 классов, помощника классного руководителя в 8-10 классах, помощника воспитателя в группе продленного дня, руководителей предметных кружков, кружков художественной самодеятельности и технического творчества, руководителей спортивных секций, клубов и обществ по интересам.

Летняя профессиональная практика позволяла реализовать накопленные студентами знания и приобретенные умения. Практиканты изучали особенности работы с детской и молодежной организациями, методику подготовки и проведения пионерского сбора, комсомольского собрания, линеек, смотров строя и песни и т.д.

Учебно-воспитательная практика студентов старших курсов являлась завершающим этапом их профессиональной подготовки в вузе. Она имела комплексный характер и была ориентирована на подготовку студентов к выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя. Студенты проводили учебно-воспитательную работу с учащимися (психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива, планирование работы, проведение уроков и факультативных занятий, внеклассная работа по предмету, работа в качестве классного руководителя, работа с пионерской и комсомольской организациями), работу с родителями учащихся, с учителями и преподавателями, методическую и исследовательскую работу.

В заключение можно отметить, что в 20 – 80-е гг. в СССР сложилась стройная система педагогической практики студентов педагогических вузов, включавшая различные её аспекты.

________________________

1Луначарский А.В. О Народном образовании. М., 1958. С. 44.

2Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921 – 1931). М., 1961. С. 406.

3Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М., 1975. С. 189.

4Луначарский А.В. Указ.соч. С. 472.

5Паначин Ф.Г. Указ.соч. С. 194.

6Шацкий С.Т. Пед.соч.Т.2. М., 1964. С. 115.

7Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917 – 1941 гг.) /Отв.ред. Н.П.Кузин. М., 1980. С. 192.

8Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. С. 56.

9Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961 – 1986 гг.) /Под ред. Ф.Г.Паначина. М., 1987. С. 363.

 




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz