проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Шкабара И.Е. (Нижний Тагил)

Социально-педагогические взгляды философа: опыт историко-педагогического анализа творчества П.Н. Ткачёва

Направление педагогического поиска определяется той философской платформой, на которой стоит исследователь. Изучая проблему сущности человека или иерархию факторов формирования личности, выбор нравственных и эстетических идеалов, современный исследователь историко-педагогического процесса неизбежно сталкивается с проблемой мировоззренческого философского плюрализма. Американский педагог П. Вегенер еще в 50-х гг. подчеркнул сложность этой ситуации: “Какую из философских школ предложить педагогу: прагматизм, неотомизм, персонализм, экзистенциализм?”. По мнению Б.Л. Вульфсона, выходом из создавшегося положения является использование эвристически ценных положений различных философских школ.

В свете вышесказанного обратимся к наследию отечественной материалистической философской мысли, в частности к творчеству идеолога народничества и публициста П.Н. Ткачёва (1844 – 1885гг.).

В основании оригинальной философской концепции Петра Никитича Ткачёва, по праву считавшегося одним из властителей дум русской интеллигенции второй половины XIX столетия, лежит материалистическая методология, которую сам мыслитель называл стержнем истинного реализма. Считая себя практическим мыслителем, П.Н. Ткачёв объяснял свою позицию следующим образом: “мыслитель, имеющий претензии принести действительную пользу своим согражданам, серьёзно думающий об улучшении их быта, об увеличении их материального благосостояния, сочувствующий страданиям своих ближних, - такой мыслитель, прежде всего, должен быть практическим мыслителем, должен понимать с таким же совершенством жизнь и её действительные практические потребности, с каким он проникает в глубь научных исследований и теоретических построений”.1 Отсюда актуальность проблем, волновавших философа, среди которых особое место занимает его отношение к проблемам прогресса, нравственного развития общества и тесно связанные с ними проблемы воспитания.

В основе общественного, нравственного и умственного прогресса находится, по мнению П.Н. Ткачёва, чувство красоты, которое отождествляется не только с чувством нравственности, а “со всеми вообще чувствами, лежащими в основании нашего критического отношения к данным общественным формам и наших стремлений, нашей деятельности, направленной к улучшению, к усовершенствованию последних”.2

Что такое нравственное чувство? В чем единство нравственных принципов и где его основание? Мыслитель задает эти вечные вопросы и неустанно ищет на них ответ. Справедливо полагая, что “известные поступки и побуждения людей всегда и неизменно (за исключением случаев патологического извращения нравственного чувства) вызывают в них одни и те же нравственные аффекты”, Ткачёв приходит к выводу, что “вопрос о единстве нравственных принципов неизбежно сводится к вопросу о единстве нравственного чувства”.3 Возможно ли измерить, определить нравственное чувство отдельного человека, среды, которая его окружает? Есть ли критерий для этого? По мнению философа, таким критерием является не только широта, разумность и человечность нравственных идеалов, а также отношение к ним. Возводя категорию отношения в разряд самых главных определителей нравственности не только отдельного человека, но и общества, в котором он живет, мыслитель приходит к логическому выводу о том, что “для оценки нравственного развития интеллигентного общества недостаточно знать, какие нравственные идеалы проповедует его литература, а нужно ещё знать, как сами проповедники относятся к этим идеалам”.4 “У человека может быть очень широкий и разумный нравственный идеал, но если он не стукнет палец о палец для его практического осуществления, если он не проводит его в жизнь, если он не сообразует с ним своей общественной деятельности, то, конечно, никто не назовет такого человека нравственным”.5

Нравственное чувство, по мнению мыслителя, является продуктом сложного процесса окружающих обстоятельств, наследственных инстинктов, социальной и политической обстановки и, несомненно, воспитания.

Рассуждая о проблемах воспитания в одной из своих критических статей, философ приходит к заключению, что вопрос о цели воспитания является самым главным и самым существенным вопросом педагогики. “Когда воспитатель ясно и отчетливо уяснит себе цель воспитания, тот идеал, к которому он должен стремиться, когда он не колеблясь, может сказать: я хочу сделать из ребенка то-то и то-то, тогда только его отношения к воспитываемому получат определенный, осмысленный характер”.6 Цель не должна носить слишком обобщенный характер, ибо это, по мнению философа, “только убаюкивает совесть воспитателя и порождает в нем вредные иллюзии”. Только реально и рельефно определенная цель будет служить, по меткому выражению мыслителя, нитью Ариадны, которая поможет легче и удобнее ориентироваться в лабиринте педагогических приемов. Каким должен быть идеал воспитания? Философ отвечает и на этот вопрос. Это наличие целостного характера и определенного миросозерцания у воспитанника. Среди слагаемых педагогического успеха философ называет педагогические способности, понимаемые им как “способность изобретать педагогические приемы и прилагать их к данному индивиду”, умение обращаться с детьми, прекрасные качества ума и сердца педагога.7

В статье “Педагогика – родная дочка психологии” П.Н. Ткачёв размышляет о влиянии среды на воспитание. “Влияние общества гораздо сильнее действует на воспитание, чем самый гениальный воспитатель; потому, что общественные стимулы, формирующие юношу, состоят не из теоретических уроков, а из самой жизни, из всей совокупности сложных, неотразимых и ежеминутно действующих на него обстоятельств”.8 Из этого положения неизбежен вывод о необходимости связи воспитания с жизнью, учете всех факторов влияющих на этот процесс.

Постижение философских представлений о мире, обществе и месте человека в нем через сопоставление с педагогической действительностью – дает возможность сделать вывод о том, что в складывающейся в российском образовании новой культуре воспитания все более четко фиксируются отечественные и общечеловеческие ценностные приоритеты. Созвучие идей П.Н. Ткачёва проблемам современности – доказательство этого.

_____________________________

1Библиотека для чтения. 1864. № 4-5. Раздел “Иностранная литература”. С.26.

2Эстетическая критика “на почве науки” // Кладези мудрости российских философов. М. , 1990. С.547.

3Утилитарный принцип нравственной философии // Кладези мудрости российских философов. С. 360.

4Литературные мелочи // Кладези мудрости российских философов.С. 449.

5Там же. С. 449.

6“Новые книги” // Кладези мудрости российских философов. С.24.

7 Кладези мудрости российских философов. С.25.

8“Педагогика – родная дочка психологии” // Кладези мудрости российских философов. С. 221.




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz