проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

 

Зеленовский С.В., Зеленовская В.В. (Екатеринбург)

О преподавании курса

“Основы теории и методологии истории”

Анализ существующих в современном школьном историческом образовании противоречий позволяет сформулировать в качестве одного из важнейших противоречие между эмпирическим и теоретическим уровнем преподавания истории.

Это противоречие, имеющее характер общего, проявляется через противоречия более частные: а\ как противоречие между научными представлениями и теоретическими знаниями (противоречие на уровне государственного образовательного стандарта школьного исторического образования); б\ как противоречие между программами, являющимися выражением основной идеи, и обеспечивающим их учебно-методическим комплексом (на уровне программно-методического обеспечения).

Наличие и развитие названного противоречия приводит к формированию у учителей и учащихся отношение к исторической науке (а так же и к школьному учебному предмету “история”) как к науке описательной, построенной в основном на эмпирическом знании.

В связи с названным противоречием возникает проблема согласования эмпирического и теоретического уровня преподавания истории в средней школе.

Актуальность такого понимания одной из основных проблем обучения истории в школе и путей ее решения, заключается, на наш взгляд, в необходимости разработки: а\ нового содержания школьного исторического образования в старших классах (10-11, второй концентр); б\новых технологий обучения истории в старших классах средней общеобразовательной школы.

Во втором концентре на передний план выдвигается история мировых цивилизаций. Наиболее приемлемым на данном этапе считается социокультурный подход к истории. Объектно-процессуальный образ истории сменяется субъектно-деятельностным, с учетом активности субъекта познания - ученика. Предметом изучения на данном этапе становятся противоречия между различными системами ценностей (функционально-утилитарными западными и разнообразными неевропейскими).

Наиболее радикальный подход к реализации вариативности исторического образования во втором концентре - изучение спецкурсов по частным проблемам, что позволяет учащимся более эффективно усваивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, литературой. Находит распространение и сочетание систематических курсов со спецкурсами, обществоведческими курсами по выбору.

Решая названные проблемы развития содержания образования, школа № 180 Чкаловского района гор. Екатеринбурга, работающая по системе “Полифорум”, использует учебные часы школьного компонента учебного плана второй и третьей ступени обучения для преподавания вариативных курсов.

Для изучения “вариативов” используются как адаптированные или компилятивные учебные программы, так и программы, авторами которых являются педагоги школы.

Один из таких курсов – “Основы теории и методологии истории” предлагается учащимся 11 классов с 1997-1998 уч.года (Зеленовский С.В., Зеленовская В.В.Основы теории и методологии истории. Программа спецкурса для старших (10-11) классов средней школы. Сертификат ДО Свердловской обл., серия ОП, № 0439 от 5.06.1997 г.)

Необходимость разработки вариативного курса по истории для старших классов была вызвана переходом школы на концентрическую систему преподавания истории, в связи с чем стала ощущаться нехватка основного учебного времени на углубленное знакомство учащихся с теоретической и методологической основой исторической науки. Сокращение объема и упрощение содержания многих тем, входящих в содержание исторического образования в школе, привлекло особое внимание к специальным историческим курсам для старших (10-11) классов, ликвидирующим пробелы основного курса, расширяющим и углубляющим его содержание, придающим ему более строгий научный характер. Появляется потребность в разработке специальных обобщающих и систематизирующих полученные учащимися эмпирические знания курсов по истории.

Преподаваемый в школе № 180 курс предполагает теоретизацию школьного (среднего общего) обществоведческого образования, его ориентированность на большую системность и структурированность исторических знаний старшеклассников.

В качестве “нетрадиционной” формы организации изучения курса “Основы теории и методологии истории” возможно использование на уроках “опорных конспектов”, идея и основные принципы использования которых разработаны В.Ф.Шаталовым.

Во втором концентре (10-11 классы) при изучении курса “Основы теории и методологии истории” возможно использование как традиционных форм тематического планирования – поурочного, при которой основной структурной единицей учебного процесса, тематически целостной и логически завершенной является урок, так и планирование материала в виде укрупненных тематических блоков, представляющих собой систему учебных занятий, объединенных общей темой и целевой установкой, внутри которой происходит логическое наращивание объема знаний и умений.

Блочно-тематическое планирование изучения учебного материала позволяет на практике реализовать законы психологии усвоения - “погружения” в новую тему, углубления и конкретизации знаний по истории, развития познавательных умений и навыков, повторения, систематизации, обобщения. При блочно-тематическом планировании и изучении исторического материала становится возможным развитие принципа концентризма, т.е. материал можно изучать в виде первичного, ознакомительного предъявления, на конкретизирующем уровне и на уровне систематизирующем, обобщающем.

В рамках тематического блока реальнее становится возможность реализации задачи формирования и развития определенных учебных умений и навыков учащихся, по этапам переходя от репродуктивности и действий по образцу к проблемно-исследовательской деятельности учащихся и творчеству.

Для того чтобы изучение курса не стало для учащихся скучным процессом зазубривания исторических терминов, понятий и их содержания, уроки проводятся с использованием большого числа дополнительной литературы и различного рода наглядных демонстрационных материалов, в числе которых:

- словари, справочники, сборники, посвященные рассмотрению, как отдельных исторических фактов, явлений, процессов, так и теоретических проблем исторической науки в целом;

- археологические находки, керамическая, металлическая и стеклянная посуда, украшения, фрагменты архитектурных деталей построек;

- монеты античные, средневековые, монеты России, СССР, современные монеты зарубежных государств;

- боны (бумажные денежные знаки) дореволюционной России, РСФСР, СССР, современные российские и зарубежные;

- награды (ордена, медали и нагрудные знаки) различных периодов и государственной принадлежности и многое другое.

Одной из дополнительных задач изучаемого курса является актуализация индивидуальных интересов, увлечений (хобби) старшеклассников, в связи с чем в программу курса включена тема, посвященная рассмотрению принципов, целей, задач, объектов коллекционирования, истории создания известных коллекций памятников истории и культуры.

Изучение курса “Основы теории и методологии истории” вызывает у учащихся интерес не только к исторической науке, но и ко многим проблемам современной жизни российского общества.




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz