Даниил Силантьев, Елена Коптелова



Тендер на выданье
(опубликовано в журнале "деловой квартал" (№42 (374) от 18 нояб. 2002)
В цивилизованном мире вся продукция для государственных нужд закупается через конкурсы. У нас эта система относительно молода, но понемногу в нее включаются все отрасли хозяйства.

По данным областного министерства экономики, к началу ноября доля поставок по тендерам в сравнении с прошлым годом повысилась на 15% (53,1% против 68% от общей суммы закупок). В первом полугодии более 300 организаций участвовали в 30 тендерах. Около 200 из них заключили с областными властями контракты на 2,2 млрд руб. Средняя сумма контракта - примерно 9 млн руб. 16 проведенных конкурсов были открытыми. Охотнее всего областные власти устраивают тендеры на обустройство дорог (СОГУ "Управление автомобильных дорог" провел 13 конкурсов) и покупку

медикаментов (Минздрав организовал 9 тен-деров).

Добавим, что и мэрия в этом году уже провела 14 конкурсов, по результатам которых было заключено 146 контрактов. Сейчас в Екатеринбурге более 10% бюджета распределяется именно таким путем, а к следующему году комитет по экономике планирует провести через конкурсы весь городской заказ. Пока же муниципальные власти организуют тендеры лишь на поставку медикаментов, продуктов питания и ГСМ.

В Указе президента РФ № 305, изданном в апреле 1997 г., прописано, что все крупные государственные контракты должны заключаться на конкурсной основе. Внеконкурсные закупки разрешены в следующих случаях: если сумма заказа составляет менее 2 тыс. МРОТ; если предприятие - единственный поставщик продукции; если возникла срочная необходимость; из соображений стандартизации. Согласно этому документу, тендеры рассматриваются как средство борьбы со злоупотреблениями чиновников. Предполагалось, что Указ будет действовать до тех пор, пока Госдума не примет соответствующий закон, но получилось иначе. Наталья Ткачева, начальник отдела по размещению государственных контрактов СОГУ "Управление автомобильных дорог": Дума приняла закон о размещении госзаказа, но фактически работает только президентский документ. Он хорошо продуман, удобен, к нему уже все привыкли.

Несмотря на то, что нормативные акты существуют, некоторые ведомства, по данным Минэкономики, нарушают дисциплину. Например, в 2001 г. минфин СО без всяких торгов закупил вычислительную технику на сумму 7 млн руб., Законодательное собрание - на 3,5 млн. А министерство сельского хозяйства истратило 27 млн руб. на приобретение тракторов и сельхозмашин. Список можно продолжать.



Естественный отбор

В идеале, конкурс должен быть открытым, информация о нем предоставляется широкой публике за 30-45 дней. Причем в местных тендерах участвуют, например, фирмы из Москвы, Кургана, Кирова, Самары. А наши компании выигрывали конкурсы в Новосибирске и других городах. Информация об областных тендерах публикуется в "Областной газете", а о муниципальных - в "Вечернем Екатеринбурге" и "Товарном рынке".

Каждой фирме, обратившейся с заявкой, организаторы обязаны бесплатно предоставить полный пакет документов с требованиями к кандидатам и техническими условиями заказа и дать необходимые консультации, если у претендента возникли по ним вопросы. В свою очередь, предприятие тоже должно предоставить подробную информацию о себе. Наталья Ткачева: Для участия в конкурсе на строительство дороги каждая фирма должна предоставить подробный "паспорт компании", где расписано все - от наличия спецтехники до образования рабочих и инженеров. У нас был случай, когда заявку подала фирма, у которой не было ни одной собственной единицы строительной техники и ни одного сотрудника с образованием по профилю. Естественно, мы их не допустили к конкурсу. Но такие случаи скорее исключение, чем правило. Обычно круг фирм, откликающихся на объявление о тендере, в общих чертах известен, и неприятных сюрпризов не бывает.

Наиболее спорный момент - процедура формирования конкурсной комиссии. С одной стороны, в президентском указе говорится, что в нее должны входить представители поставщиков. С другой стороны, документы, которые рассматривает комиссия, для участников торгов должны оставаться закрытыми. Поэтому, из соображений здравого смысла, поставщиков не берут в состав комиссий. Их комплектуют из депутатов, представителей различных министерств и ведомств.

В обязанности комиссии входит всесторонний анализ заявок на основе не только ценового предложения, но и благонадежности предприятия, его способности выполнить заказ, наличия дополнительного сервиса.

Городские власти часто завершают тендер аукционом по представленным лотам. Таким образом, организаторы сбивают цену на 20-30% от среднегородского уровня. Очевидно, конкурсная форма размещения заказов будет использоваться все чаще. По словам сотрудников отдела муниципальных расходов, предприятиям выгодны тендеры, так как они получают гарантированный заказ на квартал вперед. Компании, участвовавшие в конкурсе однажды, подают заявки снова и снова. Наталья Важенина, специалист по маркетингу ОАО "Екатеринбургнефтепродукт": Мы постоянно участвуем в тендерах на поставку ГСМ. Все условия нас полностью устраивают.

И все-таки некоторые предприниматели считают, что в процедуре конкурса есть ряд недостатков. Особенно это касается тендеров на поставки высокотехнологичного оборудования. Александр Малеев, директор компании "Фотек": Чаще всего победителя выбирают из-за названной цены. Предложенный сервис и сопровождение учитываются значительно меньше. В большинстве случаев техзадание к конкурсу составлено таким образом, что выиграть может только определенный производитель. Здесь сказывается и влияние рекламы, и информированность лиц, составляющих задание. Впрочем, в законе сказано: если участник конкурса не доволен его итогами, он может подать апелляцию. Рассматривать ее будет Министерство экономики РФ.

Основным минусом системы конкурсных торгов большинство называют нехватку информации. Светлана Харченко, начальник отдела сбыта ООО "УралАгроИмпорт": Наша компания участвовала в тендере на поставку продуктов для УрВО. Нам интересны подобные конкурсы - большие объемы удобнее сбывать. Но сведений о проведении каких-либо тендеров к нам почти не поступает, хотя мы достаточно тесно контактируем с Министерством торговли области. Эта проблема легко решается: источниками информации могут стать как печатные, так и электронные СМИ. В Рунете стоит заглянуть на следующие страницы: www.statetenders.ru, www.gostorgi.ru, www.bob.ru





Личный опыт: Минздрав не предупреждает

Владимир, поставщик медицинской техники:

- Мы участвовали в нескольких конкурсах, и, если завтра нас пригласят, мы очень подумаем, стоит ли идти. Сейчас с ними больше проблем, чем пользы. Разве нормальный бизнесмен согласится на контракт, где записано, что оплата будет произведена, когда у министерства появятся деньги? Конечно, большая компания еще решится на это, а для маленького поставщика задержка на несколько месяцев может означать крах. Я знаю о случаях, когда собирали заявки, и на том все заканчивалось. Если в городских и районных отделах здравоохранения еще есть толика открытости, то в Минздрав, как в черный ящик, - бросил конверт и ни за что не догадаешься, что оттуда выйдет. Нет широкой рекламы и огласки. Никто не знает, как там работает комиссия.


Главная
ИД "Абак-пресс"
Напишите мне


Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100

Сайт управляется системой uCoz