проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Акифьева Н.В. (Первоуральск)

Сельскохозяйственное образование на Урале1 в 1960-е годы

Современное развитие страны в целом и образования в частности во многом определено предшествующим периодом, уже вошедшим в историю. В связи с этим реформирование системы образования предполагает рассмотрение исторической ретроспективы изучаемого процесса. Обратим внимание на конец 50-х - начало 60-х годов, когда была проведена комплексная реформа образования в СССР, и на примере профессионального сельскохозяйственного образования проанализируем основные изменения в этой сфере. В 1958 г. был принят “Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР”, повлекший за собой целую серию постановлений ЦК КПСС и Совмина. Именно тогда появилась идея профессионализации общеобразовательной школы и соединения общего образования с профессиональным. Десятилетняя школа была преобразована в среднюю с производственным обучением. Профтехобразование было переведено на единую общеобразовательную базу (8 классов). Вместо устаревшей системы “трудовых резервов” создавались ПТУ.

Другим приоритетом реформы стало расширение возможностей получения высшего образования без отрыва от производства. С этой целью увеличивалась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трех лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами. Идеологической подоплекой этого служила модная тогда идея “гармонически и всесторонне развитой личности”.

Важное место в системе подготовки кадров для аграрного сектора экономики принадлежало высшим и средним учебным заведениям сельскохозяйственного профиля. В середине 60-х гг. подготовку руководителей и специалистов сельского хозяйства страны осуществляли 98 вузов и 667 техникумов, в том числе на Урале 6 вузов с числом студентов 17,5 тыс. человек и 23 техникума с числом учащихся 23 тыс. человек.

За 1960-1970-е гг. выпуск специалистов сельского хозяйства, получивших высшее образование, вырос на Урале с 2264 человек до 3030 (на 33,8%), а получивших среднее специальное образование среднее специальное образование, - с 2549 человек до 3944 (на 54,7%). Особенно высокие темпы изменения данного показателя наблюдались в Свердловской области. Все сельскохозинституты региона имели учебно-опытные хозяйства. Удельный вес производственного обучения в общем бюджете учебного времени доходил до 50%.

В изучаемый период изменилась также система повышения квалификации кадров. Во всех сельскохозяйственных вузах страны в 1966 г. были созданы вместо школ и краткосрочных курсов факультеты повышения квалификации. За годы 1966-1970 гг. в Курганской, Оренбургской и Пермской областях на них прошли подготовку 8,2 тыс. человек.2

Существенные сдвиги произошли и в среднем звене обучения сельскохозяйственным профессиям - техникумам. В целях укрепления материальной базы, улучшения производственного обучения часть техникумов переводилась на базу совхозов, учебно-производственных и других хозяйств. Появился новый тип учебного заведения - совхоз-техникум, на Урале их было 6. Они положительно зарекомендовали себя.

Широко практиковалась в Уральских областях заочная форма обучения, которая позволила привлечь в вузы и техникумы тех, кто непосредственно занят на сельскохозяйственном производстве. В 1970 г. из всех практиков, работающих в колхозах края на должностях руководящих работников и специалистов, 6,8% получали заочное образование. Методическую помощь на местах им оказывали учебно-консультационные пункты. В Курганской области действовало 9 таких пунктов, в Оренбургской - 5.

Значительно усилилась в 60-е гг. работа по комплектованию учебных заведений сельскохозяйственного профиля колхозниками и рабочими совхозов. Доля поступающих из сельской местности увеличилась за изучаемый период в Курганском и Пермском сельскохозяйственных институтах с 50% до 80-85%. Удельный вес детей колхозников и рабочих совхозов среди учащихся сельхозтехникумов Оренбургской области превышал 90%.3 Наиболее преемлимой формой подготовки кадров стало обучение за счет стипендий хозяйств. Только в Зауралье количество стипендиатов сельскохозяйственных вузов и техникумов выросло за годы восьмой пятилетки с 577 до 733 и равнялось 1/5 обучающихся.4 Рост выходцев из села в составе студенчества благоприятно влиял на обеспечение колхозов и совхозов специалистами.

Начиная с выпуска 1968 г., распределение молодых специалистов производилось с учетом планов, разработанными краевыми, областными управлениями сельского хозяйства и министерствами сельского хозяйства АССР.5 Такой подход позволил нивелировать неравенство различных зон страны в обеспеченности дипломированными работниками.

Большой экономический ущерб, как хозяйствам, так и стране в целом, наносило стихийное перераспределение дипломированных работников. За 1966-1970 гг. не прибыли к месту назначения по Уралу (с учетом Удмуртии) 10,2% молодых специалистов, получивших распределение, по РСФСР - 10,3%. В завершающий период семилетки вне сельского хозяйства работало в Свердловской области 42,5% выпускников сельскохозяйственных учебных заведений, в Пермской - 35,3%.6 Многие из них после переезда в город вынуждены были переквалифицироваться. Таким образом, в 60-е гг. преодолеть экстенсивный характер использования специалистов сельского хозяйства не удалось. В кадровой политике упор делался в основном на количественное наращивание кадрового потенциала, а не на его эффективное использование. Несмотря на отдельные недостатки в деле подготовки квалифицированных кадров, количество работников с высшим и средним сельскохозяйственным образованием возросло в колхозах края за 60-е годы на 46%. В 1970 г. среди руководителей и специалистов уральских колхозов (без Оренбургской области) лица с высшим и средним образованием составляли 40,5%. Повысилась обеспеченность хозяйств профессионально подготовленными людьми. Если в 1959 г. на один колхоз региона приходилось около 3 специалистов, то в 1970 - около 10. Однако, обеспеченность ими в колхозах была ниже, чем в совхозах.

Принципиально новой формой подготовки трактористов и комбайнеров являлись СПТУ, созданные в 1962 г. на базе училищ механизации сельского хозяйства. На Урале насчитывалось 67 СПТУ (с учетом вечерних). Со временем они заняли ведущее место в подготовке механизаторов. За 1966-1970 гг. ими было подготовлено в Зауралье 72,4% механизаторских кадров, на Среднем Урале - 60%.

На рубеже 60-70-х гг. сельские профтехучилища стали давать наряду с профессией среднее образование. Начался новый этап в развитии системы профтехобразования. Практика показала правомерность и большую социально-экономическую значимость перехода СПТУ на среднее образование.

Свой вклад в подготовку колхозных кадров вносила широкая сеть агро - и зоошкол, кружков и семинаров конкретной экономики. За 1960-1970 гг. агро- и зоошколы Челябинской области обучили более 100 тыс. тружеников села. Надежным каналом распространения профессиональных знаний являлись учебные комбинаты, школы передового опыта, университеты сельскохозяйственного профиля. К середине 60-х гг. в Курганской области действовало 17 школ передового опыта, в Свердловской - более 50, в Челябинской - 11. Далеко за пределами Урала была известная школа по внедрению новой системы земледелия, руководимая полеводом колхоза “Заветы Ленина” Шадринского района Курганской области Т.С.Мальцевым.7

Богатый опыт подготовки кадров был накоплен сельскими школами края. В системе организационных форм производственного обучения зародились и получили дальнейшее развитие ученические производственные бригады, ставшие со временем наиболее преемлимой формой соединения обучения с трудом. На Урале первые ученические производственные бригады появились в конце 50-х гг. За 1958-1970 гг. их число в Оренбуржье увеличилось с 580 до 1128.8 Сочетание обучения с производительным трудом способствовало закреплению выпускников школ в сельском хозяйстве.

Развитие системы сельскохозяйственного образования способствовало качественному обновлению профессиональной структуры сельских тружеников. Доминирующей тенденцией являлся неуклонный рост специалистов сельского хозяйства, увеличение численности и удельного веса работников умственного труда и сокращение доли лиц, не имеющих специальности и занимающихся неквалифицированным физическим трудом. Взамен традиционного универсализма крестьянского труда распространялась специализация, расширялся диапазон сельскохозяйственных профессий. Отрицательной тенденцией был отток специалистов из села, неэффективное их использование в других сферах, поскольку содержание их работы не всегда соответствовало профилю их профессиональной подготовки.

_________________________

1 Тема рассматривается на материалах пяти областей Урала.

2 Подсчитано по: ГАКО. Ф.895. Оп.7. Д.7209. Л.118; ГАОО. Ф.1081. Оп.4. Д.3750. Л.26; ГАПО. Ф.1090. Оп.1. Д.4676. Л.26.

3 РГАЭ. Ф.7689. Оп.20. Д.3085. Л.22; ГАОО. Ф.1081. Оп.4. Д.5768. Л.28; ГАПО. Ф.1090. Оп.1. Д.4676. Л.26; Звезда. 1969. 7 августа.

4 ГАКО. Ф.895. Оп.7. Д.6478а. Л.8; Д.7209. Л.22.

5 РГАЭ. Ф.7486. Оп.18. Д.1604. Л.52.

6 ГАПО. Ф.1090. Оп.1. Д.4663; ГАСО. Ф.1813. Оп.10. Д.426. Л.9.

7 РГАЭ. Ф.7689. Оп.20. Д.3117. Л.17; ГАКО. Ф.895. Оп.7. Д.5248. Л.2; ПАСО. Ф.790. Оп.2. Д.14. Л.10.

8 ГАОО. Ф.1081. Оп.4. Д.3122. Л.124-125; Южный Урал. 1960. 25, 26 февраля, 27 марта; 1970. 23 мая.

 




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz