Учебная технология “Чтение и письмо для развития критического мышления” (Итоги апробации в средней школе)
Проблема формирования у школьников навыков самостоятельного умственного труда в процессе обучения волнует не только отечественных педагогов, но и зарубежных. Интересен опыт американских коллег, разработавших технологию “Чтение и письмо для развития критического мышления” (далее ЧПКМ).
Познакомившись с основами этой технологии, мы в течение учебного года апробировали ее на уроках истории и обществознания в средней школе № 98 г. Новосибирска, и по итогам апробации можем сделать некоторые выводы.
Основные положения технологии предполагают следующие задачи обучения школьников: научить учиться и мыслить критически; научить умению работать с текстом – научным, художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы; при встрече с новой информацией уметь рассматривать её вдумчиво и критически; представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации
.По признанию самих американцев, в основу технологии ЧПКМ были положены идеи развивающего обучения великих психологов и педагогов от Жана Пиаже, Лоуренса Колберга до Льва Выготского. Большинство приемов, представленных в технологии, существовали разрозненно в рамках традиционной отечественной методики ( маркировка текста, систематизация материала, работа в группах и др.). Объединение и структурирование таких приемов для формирования критического мышления, как это представлено в технологии ЧПКМ, даёт, безусловно, высокие результаты в процессе обучения.
В замысле технологии ЧПКМ можно выделить социокультурный, технологический и методический аспекты.
В социокультурном аспекте основной является идея воспитания граждан открытого общества. Чтобы подготовить ребенка к жизни в нем, учебный процесс тесно увязывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. В технологическом аспекте основу составляет модель из трех стадий: 1) вызов – актуализация знаний учащихся перед изучением новой темы, которая призвана заинтересовать (показать предметную и жизненную важность изучаемой темы для ребенка); 2) осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова; 3) рефлексия – размышление о том, что школьники узнали в процессе поиска изучения нового материала. В методическом аспекте технология представляет совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо от предметного содержания. Триединая основа технологии (вызов – осмысление – размышление) задает последовательную структуру урока и определенное сочетание конкретных методических приемов.
Отечественные методики и технологии развивающего обучения также учат учиться, добывать знания, работать в группах, тем самым усваивать прочные знания. Авторы технологии ЧПКМ, придерживаясь этих принципов, акцент делают на самый важный, на наш взгляд, аспект в воспитании – социализацию ребенка, привитие ему доброжелательного отношения к окружающим, ощущения собственной значимости в обществе.
Данная технология универсальна, она приемлема в любой программе и приложима к любому предмету. Как показал опыт апробации в нашей школе, большинство приемов возможны и эффективны как в начальном обучении, так и в старших классах.
Пожалуй, существенным недостатком технологии может являться нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.
Новая технология позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания, расширить запас точных знаний, создать предпосылки для организации работы на третьей стадии. На наш взгляд, используя опыт и результаты апробации ЧПКМ, имеет смысл использовать и другие технологии, позволяющие работать не только на уровне номотетики, но и на уровнях герменевтики и майевтики.