проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Богатырев А.И. (Екатеринбург)

Технологическая схема рабочей программы по реализации ГОСа общего образования: научно-методические аспекты проектной деятельности педагога

Базисный учебный план общеобразовательных школ предполагает оптимальное сочетание федерального, национально-регионального и школьного компонентов содержания образования. Как показывает опыт последних пяти лет (1995-2000), наибольшие трудности вызывает проблема разработки и реализации национально-регионального компонента как одного из возможных вариантов сочетания единства и вариативности образовательного пространства России.

Министерство общего и профессионального образования и Институт развития регионального образования Свердловской области создали необходимые условия для ОУ по реализации национально-регионального компонента содержания образования, разработав нормативно-правовую, теоретико-методологическую основу для перехода к практическому этапу, связанному с системой деятельности педагога по реализации государственного образовательного стандарта общего образования.

Практический этап реализации государственного образовательного стандарта общего образования связан с деятельностью учителя-предметника, направленной на реализацию теоретико-методологических оснований стандарта в индивидуальной практической деятельности. Перевод теоретических оснований национально-регионального компонента стандарта в практическую работу осуществляется через учебно-методическое обеспечение этого процесса.

Задачей ученого-методиста является разработка технологической схемы деятельности педагога по переводу теории национально-регионального компонента стандарта в практику его реализации и ее доведение до уровня проектировочной деятельности педагога через систему консультаций-практикумов. На основе опыта подобных консультаций в муниципальном учебно-методическом центре “Развивающее образование”, ОУ №№ 9, 29, 49, 52, 99, 168 г. Екатеринбурга в данной статье обобщается первый опыт по разработке рабочей программы по реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта, сочетающий общедидактические и частно-методические аспекты проблемы.

Система деятельности педагога по реализации Государственного образовательного стандарта общего образования может быть представлена как проектная организация его деятельности. В основе проектной организации деятельности педагога лежит общедидактическая модель образования, включающая в себя следующие элементы: цель, задачи, содержание, формы, средства, методы.

Прежде чем изложить технологическую схему использования общедидактической модели образования в проектной деятельности педагога, необходимо остановиться на принципиальном отличии современного нормирования общего образования от прошлого, существовавшего до принятия Государственного образовательного стандарта общего образования. В основе советской (коммунистической) модели образования лежали два основных понятия – общество, воспитание и соответствующий идеал человека: трудящийся (экономическая сфера общества), гражданин (политическая сфера общества), коллективист (культурная сфера общества). В целом доминировала тоталитарная модель: общество больше личности. В основе новой модели образования лежат два основных понятия – личность, образование и соответствующий идеал: человек (природное существо), гражданин (социально-политическое существо), индивидуальность (культурное существо). В целом новая модель образования является либеральной: личность больше общества.

Либеральная модель образования как основа Государственного образовательного стандарта общего образования конкретизирована в основных документах по образованию как совокупность образовательных областей, отражающих сущность личности: человек-природа (естествознание), человек-общество (обществознание), человек-культура (филология, математика, искусство, физическая культура, технология), т.е. психологическая концепция “человек-знаковая система” положена авторским коллективом во главе с В.С. Ледневым в основу общего образования РФ.

Выявление принципиального отличия современного Государственного образовательного стандарта общего образования от старых нормативных документов позволяет выявить основное отношение, определяющее либеральную модель образования, а именно: личность-образование (человек-знаковая система). Основное отношение дает возможность разъяснить общедидактическую модель Государственного образовательного стандарта общего образования:

    1. цель образования – самоопределение личности через образовательную область (знаковую систему):
    2. а\ человек-природа (принцип природосообразности);

      б\ человек-общество (принцип социосообразности);

      в\ человек-культура (принцип культуросообразности)

    3. задачи образования – образование личности через составляющие образованности:
    4. а\ знания (информационно-предметная составляющая);

      б\ ценности (ценностно-ориентационная составляющая);

      в\ действия (деятельностно-коммуникативная составляющая).

    5. содержание образования – социальная компетентность личности как единство составляющих образованности:
    6. а\ сознание (система знаний);

      б\ отношения (система ценностей);

      в\ деятельность (система действий).

    7. форма образования – форма реализации социальной компетентности:
    8. а\ уровень сознания (репродуктивный, проблемный, творческий);

      б\ характер отношений (фронтальный, групповой, индивидуальный);

      в\ способ деятельности (информационный, ценностно-ориентационный, деятельностно-коммуникативный).

    9. средства образования – средства достижения образованности:
    10. а\ словесно-логические (информационные);

      б\ наглядно-образные (ценностные);

      в\ действенно-практические (деятельностные).

    11. методы образования – методы достижения образованности:

а\ вводно-мотивационные (ориентировочная основа деятельности);

б\ содержательно-операционные (операционная основа деятельности);

в\ контрольно-оценочные (контрольная основа деятельности).

Синтез общедидактической модели Государственного образовательного стандарта общего образования и модели проектной деятельности педагога по его реализации составляет технологическую схему теоретической и практической разработки рабочей программы, реализующей Государственного образовательного стандарта общего образования в определенной образовательной области:

I этап (целеполагание):

1\ изучение Государственного образовательного стандарта общего образования (федерального компонента, национально-регионального компонента, школьного компонента);

2\ изучение условий и содержания деятельности педагога в конкретной образовательной области;

3\ установление соответствия 1 и 2 пунктов целеполагания структуре общедидактической модели (цели-задачи-содержание-формы-средства-методы).

II этап (анализ):

1\ анализ образовательной ситуации в деятельности педагога в определенной образовательной области;

2\ определение проблемного поля рабочей программы;

3\ составление аналитической таблицы (как один из возможных вариантов):

Дидактика

Стандарт

Выводы

о соответствии

 

ФК

НРК

ШК

 

1. Цели

       

2. Задачи

       

3. Содержание

       

4. Формы

       

5. Средства

       

6. Методы

       

Для заполнения приведенной таблицы необходимо использовать следующие нормативно-правовые и учебно-методические материалы:

    1. Конституция РФ (ст. 43);
    2. Закон РФ “Об образовании” (ст.7);
    3. Закон “Об образовании в Свердловской области” (16 июля 1998 г. № 26-03) (ст. 5);
    4. Государственный образовательный стандарт общего образования (по образовательным областям);
    5. Программы по учебным предметам (Федеральный компонент, национально-региональный компонент).

III этап (проект):

1\ выдвижение проектной идеи;

2\ разворачивание проектной идеи в проектную модель;

3\ сопоставление разных проектных моделей и выбор индивидуальной проектной модели;

Вариант модели на основе интеграции образовательных областей:

 

Содержательные линии НРК

Образовательные области

филол

мматем

еестеств

ообществ

иискусство

ффизкульт

ттехнолог

1. Ч-К * (культурно-историческая)

++**

   

+

+

+

   

2. Ч-О (социально-правовая)

     

+

     

3. Ч-И (информационно-методологическая)

 

+

       

+

4. Ч-П (экологическая)

   

+

       

5. Ч-З (валеологическая)

   

+

   

+

 

Примечания:

*Ч-К –человек-культура; Ч-О – человек-общество; Ч-И – человек-информация; Ч-П – человек-природа; Ч-З – человек-здоровье.

** + - приоритетная образовательная область в реализации данной содержательной линии.

Вариант модели на основе интеграции предметной и надпредметной составляющей образовательной области (идея – опыт ОУ № 52, г. Екатеринбург):

Содержательные линии НРК

Предметная область

Надпредметная область

1. Ч-К (культурно-историческая)

+

установление межкурсовых и межпредметных связей по реализации данной содержательной линии

2,3,4. – по образцу 1.

   

Примечание:

изложенная выше модель решает две взаимосвязанные задачи:

1\ личностное самоопределение учащегося через единство и вариативность школьного образования;

2\ осознание педагогическим коллективом ОУ идеи коллектива как “единого совокупного педагога” на основе предметного и надпредметного взаимодействия.

Избрав определенное предметное поле, педагог может приступить к следующему этапу:

IV этап (разработка рабочей программы):

1\ конкретизация целей и задач деятельности;

2\ определение содержания, форм, методов, средств реализации модели;

3\ определение сроков реализации модели;

4\ выбор формы изложения рабочей программы на основе существующих методических рекомендаций, использования педагогического опыта, представления авторской идеи.

Можно предложить комбинированную (текстовую, табличную) форму рабочей программы (идея – опыт работы ОУ № 49, 168 г. Екатеринбурга).

I. Пояснительная записка

1\ Цель и задачи по реализации стандарта (на основе материалов аналитического и практического этапов);

2\ краткая характеристика содержательно-организационной модели реализации стандарта (ниже предлагаются словесно-логические схемы общего подхода к изложению этой части программы):

а) для реализации цели и задач рабочей программы используется следующее содержание Государственного образовательного стандарта общего образования (ФК, НРК, ШК)…

б) для реализации содержания рабочей программы используются следующие формы, методы, средства…

    1. Учебно-тематическое планирование (возможна следующая таблица):
    2.  

       

       

       

    №п/п

    Разделы, темы, уроки

    Сроки, даты

    Общее кол-во часов

    В т.ч.

           

    теоретических

    практических

    1.

    I раздел

    Тема 1.

    Урок 1.

           

    III. Требования федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования:

    1\ обязательный минимум содержания образования (можно указать страницы ГОСа образовательной области);

    2\ Требования к уровню подготовки учащихся (можно указать страницы ГОСа образовательной области);

  1. Национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования (возможно составление таблицы):

Содержательные линии образовательной

области

Составляющие качества образования

 

предметно-информационная

деятельностно-коммуникативная

ценностно-ориентационная

       
       

V. Педагогические условия и средства реализации Государственного образовательного стандарта общего образования (возможен текстовый, табличный, комбинированный варианты).

VI. Программное и учебно-методическое обеспечение.

VII. Контрольные параметры оценки достижения поставленных целей и задач.

Составление рабочей программы по реализации Государственного образовательного стандарта общего образования логически приводит к этапу контроля и оценки.

V этап (определение параметров и форм контроля и оценки достижения поставленных целей и задач):

1\ определение составляющих качества образования;

2\ определение критериев и параметров, дополняющих федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования;

3\ выбор дополнительного инструментария (экзаменационное оценивание, тестовые технологии, социологические методы);

4\ характеристика методологии оценивания (рейтинговые системы, отметочные системы, составление учебных заданий);

5\ использование различных видов педагогического мониторинга (педагогическое оценивание, экспертный контроль, самооценка учащихся).

VI этап (заключительный):

1\ определение структуры проектной деятельности;

2\ определение этапов реализации проекта (с учетом особенностей его работы в межаттестационный период).

Изучение опыта работы образовательных учреждений г. Екатеринбурга и теоретического исследования разработки и внедрения национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования убеждает в необходимости разработки технологической схемы (карты, программы) реализации указанного стандарта и место ученого-методиста в решении этой проблемы: обеспечение учебно-методических условий перехода от теории к практике реализации Государственного образовательного стандарта общего образования через создание технологической схемы этого перехода.




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz