Технологическая схема рабочей программы по реализации ГОСа общего образования: научно-методические аспекты проектной деятельности педагога
Базисный учебный план общеобразовательных школ предполагает оптимальное сочетание федерального, национально-регионального и школьного компонентов содержания образования. Как показывает опыт последних пяти лет (1995-2000), наибольшие трудности вызывает проблема разработки и реализации национально-регионального компонента как одного из возможных вариантов сочетания единства и вариативности образовательного пространства России.
Министерство общего и профессионального образования и Институт развития регионального образования Свердловской области создали необходимые условия для ОУ по реализации национально-регионального компонента содержания образования, разработав нормативно-правовую, теоретико-методологическую основу для перехода к практическому этапу, связанному с системой деятельности педагога по реализации государственного образовательного стандарта общего образования.
Практический этап реализации государственного образовательного стандарта общего образования связан с деятельностью учителя-предметника, направленной на реализацию теоретико-методологических оснований стандарта в индивидуальной практической деятельности. Перевод теоретических оснований национально-регионального компонента стандарта в практическую работу осуществляется через учебно-методическое обеспечение этого процесса.
Задачей ученого-методиста является разработка технологической схемы деятельности педагога по переводу теории национально-регионального компонента стандарта в практику его реализации и ее доведение до уровня проектировочной деятельности педагога через систему консультаций-практикумов. На основе опыта подобных консультаций в муниципальном учебно-методическом центре “Развивающее образование”, ОУ №№ 9, 29, 49, 52, 99, 168 г. Екатеринбурга в данной статье обобщается первый опыт по разработке рабочей программы по реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта, сочетающий общедидактические и частно-методические аспекты проблемы.
Система деятельности педагога по реализации Государственного образовательного стандарта общего образования может быть представлена как проектная организация его деятельности. В основе проектной организации деятельности педагога лежит общедидактическая модель образования, включающая в себя следующие элементы: цель, задачи, содержание, формы, средства, методы.
Прежде чем изложить технологическую схему использования общедидактической модели образования в проектной деятельности педагога, необходимо остановиться на принципиальном отличии современного нормирования общего образования от прошлого, существовавшего до принятия Государственного образовательного стандарта общего образования. В основе советской (коммунистической) модели образования лежали два основных понятия – общество, воспитание и соответствующий идеал человека: трудящийся (экономическая сфера общества), гражданин (политическая сфера общества), коллективист (культурная сфера общества). В целом доминировала тоталитарная модель: общество больше личности. В основе новой модели образования лежат два основных понятия – личность, образование и соответствующий идеал: человек (природное существо), гражданин (социально-политическое существо), индивидуальность (культурное существо). В целом новая модель образования является либеральной: личность больше общества.
Либеральная модель образования как основа Государственного образовательного стандарта общего образования конкретизирована в основных документах по образованию как совокупность образовательных областей, отражающих сущность личности: человек-природа (естествознание), человек-общество (обществознание), человек-культура (филология, математика, искусство, физическая культура,
технология), т.е. психологическая концепция “человек-знаковая система” положена авторским коллективом во главе с В.С. Ледневым в основу общего образования РФ.Выявление принципиального отличия современного Государственного образовательного стандарта общего образования от старых нормативных документов позволяет выявить основное отношение, определяющее либеральную модель образования, а именно: личность-образование (человек-знаковая система). Основное отношение дает возможность разъяснить общедидактическую модель Государственного образовательного стандарта общего образования:
а\ человек-природа (принцип природосообразности);
б\ человек-общество (принцип социосообразности);
в\ человек-культура (принцип культуросообразности)
а\ знания (информационно-предметная составляющая);
б\ ценности (ценностно-ориентационная составляющая);
в\ действия (деятельностно-коммуникативная составляющая).
а\ сознание (система знаний);
б\ отношения (система ценностей);
в\ деятельность (система действий).
а\ уровень сознания (репродуктивный, проблемный, творческий);
б\ характер отношений (фронтальный, групповой, индивидуальный);
в\ способ деятельности (информационный, ценностно-ориентационный, деятельностно-коммуникативный).
а\ словесно-логические (информационные);
б\ наглядно-образные (ценностные);
в\ действенно-практические (деятельностные).
а\ вводно-мотивационные (ориентировочная основа деятельности);
б\ содержательно-операционные (операционная основа деятельности);
в\ контрольно-оценочные (контрольная основа деятельности).
Синтез общедидактической модели Государственного образовательного стандарта общего образования и модели проектной деятельности педагога по его реализации составляет технологическую схему теоретической и практической разработки рабочей программы, реализующей Государственного образовательного стандарта общего образования в определенной образовательной области:
I
этап (целеполагание):1\ изучение Государственного образовательного стандарта общего образования (федерального компонента, национально-регионального компонента, школьного компонента);
2\ изучение условий и содержания деятельности педагога в конкретной образовательной области;
3\ установление соответствия 1 и 2 пунктов целеполагания структуре общедидактической модели (цели-задачи-содержание-формы-средства-методы).
II
этап (анализ):1\ анализ образовательной ситуации в деятельности педагога в определенной образовательной области;
2\ определение проблемного поля рабочей программы;
3\ составление аналитической таблицы (как один из возможных вариантов):
Дидактика |
Стандарт |
Выводы о соответствии |
||
ФК |
НРК |
ШК |
||
1. Цели |
||||
2. Задачи |
||||
3. Содержание |
||||
4. Формы |
||||
5. Средства |
||||
6. Методы |
Для заполнения приведенной таблицы необходимо использовать следующие нормативно-правовые и учебно-методические материалы:
III
этап (проект):1\ выдвижение проектной идеи;
2\ разворачивание проектной идеи в проектную модель;
3\ сопоставление разных проектных моделей и выбор индивидуальной проектной модели;
Вариант модели на основе интеграции образовательных областей:
Содержательные линии НРК |
Образовательные области |
||||||
филол |
мматем |
еестеств |
ообществ |
иискусство |
ффизкульт |
ттехнолог |
|
1. Ч-К * (культурно-историческая) |
++** |
+ + |
+ |
||||
2. Ч-О (социально-правовая) |
+ |
||||||
3. Ч-И (информационно-методологическая) |
+ |
+ |
|||||
4 . Ч-П (экологическая) |
+ |
||||||
5. Ч-З (валеологическая) |
+ |
+ |
Примечания: |
*Ч-К –человек-культура; Ч-О – человек-общество; Ч-И – человек-информация; Ч-П – человек-природа; Ч-З – человек-здоровье. ** + - приоритетная образовательная область в реализации данной содержательной линии. |
Вариант модели на основе интеграции предметной и надпредметной составляющей образовательной области (идея – опыт ОУ № 52, г. Екатеринбург):
Содержательные линии НРК |
Предметная область |
Надпредметная область |
1. Ч-К (культурно-историческая) |
+ |
установление межкурсовых и межпредметных связей по реализации данной содержательной линии |
2,3,4. – по образцу 1. |
Примечание: |
изложенная выше модель решает две взаимосвязанные задачи: 1\ личностное самоопределение учащегося через единство и вариативность школьного образования; 2\ осознание педагогическим коллективом ОУ идеи коллектива как “единого совокупного педагога” на основе предметного и надпредметного взаимодействия. |
Избрав определенное предметное поле, педагог может приступить к следующему этапу:
IV
этап (разработка рабочей программы):1\ конкретизация целей и задач деятельности;
2\ определение содержания, форм, методов, средств реализации модели;
3\ определение сроков реализации модели;
4\ выбор формы изложения рабочей программы на основе существующих методических рекомендаций, использования педагогического опыта, представления авторской идеи.
Можно предложить комбинированную (текстовую, табличную) форму рабочей программы (идея – опыт работы ОУ № 49, 168 г. Екатеринбурга).
I
. Пояснительная записка1\ Цель и задачи по реализации стандарта (на основе материалов аналитического и практического этапов);
2\ краткая характеристика содержательно-организационной модели реализации стандарта (ниже предлагаются словесно-логические схемы общего подхода к изложению этой части программы):
а) для реализации цели и задач рабочей программы используется следующее содержание Государственного образовательного стандарта общего образования (ФК, НРК, ШК)…
б) для реализации содержания рабочей программы используются следующие формы, методы, средства…
№п/п |
Разделы, темы, уроки |
Сроки, даты |
Общее кол-во часов |
В т.ч. |
|
теоретических |
практических |
||||
1. |
I разделТема 1. Урок 1. |
III
. Требования федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования:1\ обязательный минимум содержания образования (можно указать страницы ГОСа образовательной области);
2\ Требования к уровню подготовки учащихся (можно указать страницы ГОСа образовательной области);
Содержательные линии образовательной области |
Составляющие качества образования |
||
предметно-информационная |
деятельностно-коммуникативная |
ценностно-ориентационная |
|
V
. Педагогические условия и средства реализации Государственного образовательного стандарта общего образования (возможен текстовый, табличный, комбинированный варианты).VI
. Программное и учебно-методическое обеспечение.VII
. Контрольные параметры оценки достижения поставленных целей и задач.Составление рабочей программы по реализации Государственного образовательного стандарта общего образования логически приводит к этапу контроля и оценки.
V
этап (определение параметров и форм контроля и оценки достижения поставленных целей и задач):1\ определение составляющих качества образования;
2\ определение критериев и параметров, дополняющих федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования;
3\ выбор дополнительного инструментария (экзаменационное оценивание, тестовые технологии, социологические методы);
4\ характеристика методологии оценивания (рейтинговые системы, отметочные системы, составление учебных заданий);
5\ использование различных видов педагогического мониторинга (педагогическое оценивание, экспертный контроль, самооценка учащихся).
VI
этап (заключительный):1\ определение структуры проектной деятельности;
2\ определение этапов реализации проекта (с учетом особенностей его работы в межаттестационный период).
Изучение опыта работы образовательных учреждений г. Екатеринбурга и теоретического исследования разработки и внедрения национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования убеждает в необходимости разработки технологической схемы (карты, программы) реализации указанного стандарта и место ученого-методиста в решении этой проблемы: обеспечение учебно-методических условий перехода от теории к практике реализации Государственного образовательного стандарта общего образования через создание технологической схемы этого перехода.