Жерновникова О.М. (Нижневартовск)
Раздаточный материал на основе исторического документа
Проблема использования документов в обучении истории в современной методической литературе является одной из дискуссионных. Бесспорно, что в обучении истории, документам принадлежит особое место. Уже в 5 классах на уроках истории Древнего мира
, дети приучаются читать и анализировать документы. В этой связи использование документов в виде раздаточного материала занимает весьма существенное место. К помещенным документам и материалам предлагаются вопросы и задания для работы.Возможны два традиционных способа использования исторических документов в школьном обучении истории: 1) включение документального материала в изложение учителем на уроке; 2) организация работы учащихся над текстом документа, его разбор.
Исторический документ включается учителем в изложение чаще всего с целью конкретизации рассказа или описания, придания ему большей эмоциональности. В том случае, когда исторический документ используется для разбора его на уроке, необходимо подготовить учащихся к этой работе.
Они должны знать: что представляет собой данный исторический документ, когда и кем он составлен, о чем мы можем узнать, для выяснения каких вопросов мы к нему обращаемся. Если документ содержит ряд незнакомых терминов, лучше их заранее выписать на доске с краткими пояснениями (либо вывесить заранее подготовленную таблицу терминов). Словарную работу по несложному тексту можно провести в ходе разбора документа.
Работа над текстом исторического документа может быть организована в различных вариантах: 1) разбор документа самим учителем; 2) разбор документа учащимися под непосредственным руководством учителя; 3) самостоятельная работа учащихся по документу на уроке по заданию учителя; 4) самостоятельная домашняя работа учащихся по документу по заданию учителя.
При работе с документом возможна организация ролевой игры. Эта форма работы, которая может быть использована при работе со стенограммами или отрывками из мемуаров, в которых воспроизводится прямая речь нескольких участников событий. В этом случае между учащимися распределяются роли , исполнители, которых воспроизводят выступления своих героев . В результате воссоздается атмосфера митинга, заседания или другого публичного обсуждения. Появляется возможность лучше представить себе конкретных участников событий, их взгляды, аргументы. Иногда в такой игре допустима и некоторая импровизация, когда перед учащимися становится задача определить, что мог бы сказать тот или иной человек в конкретной ситуации.
Выполнение многих заданий оценочного характера, когда детям предлагается дать свою оценку события, исторического деятеля, политической позиции, лучше всего провести в форме регламентированной дискуссии: учащиеся делятся на несколько групп, каждая из которых предлагает свой вариант оценки. При этом строго регламентируется время для работы внутри группы и на выступление по ее итогам. Выделяется также группа экспертов , члены которой оценивают каждое выступление с нескольких точек зрения: четкость, ясность изложения, аргументированность выводов, полнота использования информации, содержащейся в данном документе, эрудиция, использование помимо данного документа других источников информации. Такая форма игры может быть очень эффективной при изучении новой темы, когда учителю нужно привлечь внимание ребят.
При воспроизведении хода события при использовании нескольких источников возможен
радиорепортаж
: каждый
репортер
рассказывает о событии, пользуясь одним документом, а
ведущий
по ходу
репортажа
дает слово то одному, то другому репортеру. Остальные учащиеся в этом случае оценивают точность и синхронность воспроизведения события,
наблюдаемого
с разных точек зрения.
При работе с пособием урок может пройти в форме лабораторного занятия,
круглого стола
Преимущество документа в виде раздаточного материала:1. Выбираем только нужный фрагмент, не обременяя его второстепенными деталями.
2. Ученик видит текст (а не на слух, как если бы читал учитель).3. Выбор важных, интересных документов, которых может не быть в учебнике.4. Возможна организация самостоятельной работы с документом, исходя из подготовленности детей.
Раздаточный материал может использоваться учителем для закрепления, повторения и обобщения знаний на различных этапах процесса обучения истории; при проверке знаний и при изучении нового материала, может применяться в качестве домашнего задания.
Перед работой с раздаточным материалом учитель должен продумать цель, место, способ использования карточек и образовательно-воспитательные задачи урока.
Вопросы и задания раздаточного материала предназначены помочь школьникам обобщить и глубже осознать основные черты изученных исторических явлений, которые отображены в содержании пособия. Задания в карточках должны быть различной степени сложности, и работа должна строиться дифференцированно.
Систематическое, планомерное выполнение однотипных заданий, в ходе которых школьники совершают важнейшие мыслительные операции, вооружают учащихся необходимой системой приемов мышления. Использование заданий разного уровня сложности, поможет учителю целенаправленно поднимать уровень знаний и умений учащихся.
Школьникам можно предъявлять карточки как по одной, так и комплексно. Комплексное использование раздаточного материала позволяет школьникам учиться самостоятельно, приобретать знания, вырабатывать новые для них способы деятельности, применять полученные сведения.
При использовании документов на уроках истории, учитель может разнообразить свои уроки и провести их в форме интервью
, круглого стола , пресс-конференции и т.д. Учитель может сделать урок более интересным и продуктивным.Например, при изучении темы “Реформы Столыпина” можно воспользоваться документом “П.А. Столыпин глазами дочери”. Отрывок из документа: “…Достигал результатов отец без громких фраз, угроз и криков, а больше всего обаянием своей личности: в глазах его, во всей фигуре, ярко выражалась глубокая вера в правоту своей точки зрения, идеалов и идей, которым он служил…
Работал мой отец далеко за полночь, обыкновенно до трех часов ночи… Утром он всю жизнь к половине девятого уже совершенно одетый пил кофе”.
К данному документу прилагаются вопросы:
Данный документ интересен тем, что он содержит воспоминания дочери о своем отце. Документ дает характеристику П.А. Столыпина не как политического и исторического деятеля, а, прежде всего, как человека. Задания заставляют учащихся проанализировать и оценить исторического деятеля, высказать свое собственное мнение, дать личностную оценку П
.А. Столыпину, проследить взаимосвязь между личностными качествами человека и его политической позицией. Карточку лучше применять на этапе сообщения новых знаний.На примере документа воспоминания Г.А. Арбатова “Затянувшееся выздоровление” можно предложить работу ученикам при изучении темы: “Россия в эпоху Брежнева”. Отрывок из документа: “Человек этот (Брежнев - О.Ж.) был типичным для верхушки тогдашней политической элиты, начиная уже с того, что, имея формально диплом об окончании вуза, был малообразованным и даже не очень грамотным. Способностей он был средних, культуры низкой (если он что-то “для души” читал, то журналы вроде “Цирка”), фильмы предпочитал смотреть о природе или животных… серьезные фильмы редко мог досмотреть до конца… Его самыми большими слабостями как руководителя государства были почти полное отсутствие экономических знаний, консерватизм, традиционность и прямо-таки аллергия на новое. Не хватало ему решительности, воли… Но это не значит, что у Брежнева не было сильных сторон; он был особенно искушен, даже изощрен и изобретателен в аппаратной борьбе”.
В данном документе содержатся мемуары человека, который достаточно хорошо знал Брежнева. Воспоминания его ярки и интересны. Так как история совершается человеком, то необходимо разобраться, что из себя как личность представляла та или иная историческая персона. Только после этого, можно дать ответ, почему история на определенном этапе развивалась так, а не иначе. Только через анализ исторических портретов, через анализ личностных качеств исторических деятелей возможно понять и проанализировать ход истории.
Опыт показывает, что на современном этапе обучения школьников истории прослеживается позитивная тенденция, нашедшая выражение в активном использовании исторических источников на уроках истории
.