проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Лебедева Т.А. (Владивосток)

Изучение в школе “Конвенции о правах ребенка” – всемирной детской конституции

В общеобразовательной школе Всероссийского детского центра “Океан” (г. Владивосток) большое внимание уделяется изучению подростками и детьми международных документов, регулирующих отношение общества к родительству и детству. В условиях временного и краткосрочного (14 учебных дней) пребывания школьников в Центре два-три урока по предмету “Обществознание” отводится на изучение “Конвенции о правах ребенка”.

Основной целью уроков является знакомство с этим соглашением, принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году и имеющим обязательную силу во всех государствах, которые к нему присоединились, а также с правами детей, которые гарантирует этот документ. Основной методической задачей уроков остается формирование умения анализировать законодательные акты и сравнивать содержание нескольких текстов правового характера.

На соответствующих занятиях осуществляется работа с основными понятиями: “декларация”, “конвенция”, “гражданские права и свободы”, “права ребенка”, “конституция государства”, а также со специальными терминами, употребляемыми в тексте Конвенции и в национальном законодательстве России.

На первом уроке речь идет о предыстории всемирной детской конституции, каковой называют “Декларацию о правах ребенка”. Комментируется запись на доске, содержащая даты принятия и названия международных документов в области детства: Женевской Декларации прав ребенка (1924 г.), Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), Декларации прав ребенка (1959 г.) и изучаемой Конвенции. Учитель дает краткую характеристику этих документов. Коротко рассказывается об истории создания текста Конвенции группой ученых и практиков во главе с педагогом А. Лопаткой, о рассмотрении документа Генеральной Ассамблеей ООН, подписании и ратификации странами – участниками соглашения.

У каждого ученика на столе есть текст Конвенция. На второй половине первого урока рассматривается структура этого документа. Наиболее детально анализируется его первая часть – статьи 1 – 41, где формулируются права ребенка и обязанности государства по отношению к нему. Ученики делают соответствующие записи в своих тетрадях.

На втором уроке учащимся предлагается продолжить работу с документом, выполняя задания, помещенные на двух рабочих листах. Рабочий лист 1 содержит перечисление 12 основных положений Конвенции. Каждый ученик должен письменно указать, в каких статьях документа эти положения сформулированы. При работе с листом 2 нужно указать, какие статьи раскрывают рекомендации международного сообщества наций для государств - участников Конвенции (рекомендации сформулированы на рабочем листе).

Третий урок проводится по усмотрению учителя. Автор сообщения на данном уроке преследует такую цель: в результате сравнительного анализа определить, приведен ли Основной закон России в соответствие с международным законодательством в области детства. На столах учащихся два документа – “Конвенция о правах ребенка” и Конституция Российской Федерации. Работа идет с первой частью Конвенции. В заключительной обобщающей беседе обсуждаются такие вопросы: В чем вы видите значение права для любого человека? Какие группы прав вам известны, как они отражены в документах сегодняшнего урока? Какие основные требования, обеспечивающие права детей, прописаны в положениях Конвенции? Как эти требования отражены в Конституции России?

При подготовке к урокам, кроме текста изучаемых документов, учитель использует книгу: Теория, история, методика работы с детьми (ТИМ): Спец. выпуск. – М., 1997. Изучение Конвенции обычно вызывает у школьников большой интерес. С нашей точки зрения, подробное знакомство с этим документом чрезвычайно важно для формирующейся личности в условиях становления правового государства.




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz