Рейтинговая система как способ активизации учебной
деятельности студентов на семинарских занятиях по курсу
Как известно, рейтинговая система все активнее внедряется в учебный процесс высшей школы. Есть сторонники и противники этой системы. Исходя из опыта работы на семинарских занятиях с использованием элементов рейтинговой системы, сформулируем ряд положений, которые, на наш взгляд, представляют интерес для развития гуманитарного образования в XXI веке.
Во избежание схематизма и упрощения учебного процесса, мы отказались от использования рейтинговой системы в чистом виде, а используем ее промежуточный вариант, то есть в сочетании с традиционной системой обучения. От сдачи экзаменов по предмету освобождаются только студенты, набравшие максимальное количество баллов, в каждой группе таких студентов насчитывается, как правило, от 3 до 5 человек. Все остальные выходят на экзамен с определенным числом баллов, которые составляют как бы “визитную карточку” студента, являются свидетельством результативности его работы на протяжении семестра.
Такой метод использования рейтинговой системы дает ряд ценных преимуществ, как преподавателю, так и студентам, стремящимся к усвоению полученных знаний:
Гибкое использование рейтинговой системы зависит от творчества преподавателя, от уровня его научного потенциала и педагогической подготовки. Сочетание компонентов рейтинговой системы с традиционными формами обучения при соответствующем оснащении вузов научно-технической базой может наиболее эффективно способствовать приобщению студентов к глубоким знаниям.