К вопросу об историческом краеведении и его значении в процессе гуманизации образования
Рассматривая проблемы современного образования, исследователи отмечают, что кризис общества привел и к кризису в образовании, а крушение прежней идеологии привело к возникновению опасного вакуума.
1 Современный духовный кризис толкнул значительную часть общества на путь поверхностного заимствования западных стандартов. Кризис современной системы образования в немалой степени обусловлен прагматическими установками, ориентацией на разграничение гуманитарных и естественных дисциплин. В качестве разрешения данной проблемы предпринимаются попытки ввести обновленную программу гуманитарного образования в России. Главное место в программе занимает вопрос о гуманизации исторического образования. Данная система образования должна создать оптимальные условия для развития способностей каждого учащегося и сформировать его творческую индивидуальность.Необходимо осуществить поворот к формированию культурного и духовного потенциала. Гуманизация школьного образования является объективной потребностью нашего времени, с целью утверждения в современном мире гуманистических ценностей, носящих общечеловеческий характер. В формировании гуманистической направленности личности молодого человека важную роль играет приобщение его к духовным ценностям, накопленным человечеством за многовековую историю.
2 Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся воспитанию уважения к истории, традициям, культуре и языку, приобретение знаний о собственной исторической судьбе своего народа, его национальных героях и обычаях прошлого.В этом и заключается главный принцип исторического образования – гуманизации истории. В этих условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения, на событиях из истории своего села или города. Воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережного отношения к природе, к памятникам старины, уважения к старшим должно строиться на конкретной исторической почве. Несмотря на очевидный потенциал школьного краеведения оно не получило широкого распространения в общеобразовательных учреждениях и большинство учителей по-прежнему находятся в стороне от краеведческого движения несмотря на то, что существует несколько разработанных программ, связанных с преподаванием исторического краеведения. Такую программу разработала Л.К. Ермолаева В ее авторской программе каждой возрастной ступени соответствует и определенный отбор краеведческого материала, в начальной школе показывается ценность современного города (села) для каждого человека. Ребенок осознает, что все окружающие его объекты – уникальные изобретения человечества
и приносят пользу каждому жителю. В V-IX классах через краеведческие курсы подростки осознают, что край представляет определенную ценность и в отечественной истории, и во всемирной истории и определяют его место в общем историческом процессе.3 Определенный интерес представляет и авторская программа А.Е. Сейненского, которая включена в его учебное пособие “Родной край: страницы истории”. В основе авторской модели исторического краеведения лежит принцип концентризма, учащиеся изучают историю родного края по своеобразным кругам знаний: мой дом, родословная семьи; родная школа, ее история и традиции; село (город) – прошлое, настоящее, перспективы развития. 4 С целью более продуктивного взаимодействия вузовской науки, системы повышения квалификации учителей и школьного краеведения можно создать Научно-образовательные центры исторического краеведения (по опыту Алтайского края). Данные центры осуществляют свою деятельность по нескольким направлениям. Акцент делается на вопросы охраны памятников истории и культуры и приобщение учащихся к исследовательской краеведческой работе путем участия в комплексных археолого-этнографических экспедициях. Лаборатория исторического краеведения Алтайского края подготовила образовательный стандарт по региональной истории для всех ступеней (начальной, основной и старшей) школы и программы учебного курса.5 В рамках научно-образовательного центра появляются возможности для научного, школьного и общественного краеведения, и приобщения учащихся к творческой деятельности по изучению прошлого своего родного краяРазвитию интереса к краеведению способствуют и различные краеведческие марафоны (из опыта работы г. Минусинска Красноярского края). Марафон проводится в III тура. Первый тур – конкурс сочинений и рефератов по разным краеведческим темам (например: “Город в истории моей семьи”, “Улицы и площади города”). Второй тур построен по принципу КВН (конкурс “краезнатцев”). Школьники изучают литературу, получают консультации в музее и архиве. В задания можно включить библиотечное ориентирование “ Исторические даты и события”, “Знаете ли Вы…” (по фрагменту схемы города рассказать об истории улицы или площади), “Исторические путешествия” (найти исторические ошибки в рассказе о городе Х1Х в). Третий тур можно провести в краеведческом музее. В программу тура включается музейное ориентирование, письменные задания по истории печатных изданий. Домашним заданием можно предложить составление паспорта школы с исторической справкой. Несомненно, что такие формы краеведческой работы будут способствовать решению поставленной задачи – гуманизации образования.
______________________
1
Историческое образование: тенденции и перспективы. Итоги международной конференции // Преподавание истории в школе. 1999.№ 2. С.402
Банных С.Г. Непрерывное образование: гуманизация или гуманитаризация // Вторые Уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург,1998. С.1803
Историческое образование: тенденции и перспективы… С.444
Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу // Преподавание истории в школе. 1995. №4. С.615
Демин М.А. Научно-образовательный центр исторического краеведения // Преподавание истории в школе. 1998. № 5. С.56