Непомнящая О.В., Непомнящий А.В(Полевской)
Из опыта работы научного объединения
учащихся “Полевской археологический отряд”
С 1995 г. в Полевском работает археологический отряд школьников при учреждении дополнительного образования “Центр развития творчества детей и юношества”.
Учебный год начинается в сентябре. Возраст учащихся, которые в первый раз приходят в объединения, - 10-13 лет. Первый год обучения – это знакомство с общими вопросами археологии. Программа помимо этого включает: приобретение туристских навыков, изучение методики археологических исследований, приобретение первоначальных навыков камеральной обработки материала, экскурсии на памятники археологии и в музеи.
Уже на начальном этапе кружковцы непосредственно контактируют с учеными, которые выступают с лекциями, беседами, как по общим, так и по специальным вопросам археологии (Т.В. Белькова – “Иткульская культура древних металлургов”, “Методика раскопок памятников древней металлургии”, Н.А.Алексашенко – “Каменный век на Урале”, “Основы трассологии”, С.Н.Панина – “Проблемы археологии Урала”, В.Д.Викторова “Духовный мир древнего населения
Урала”.)Следующий этап – это полевые работы, которые проходят под научным руководством ученых-археологов Уральского государственного университета и Института истории и археологии УрО РАН. Во время раскопок ребята совместно с учеными пытаются интерпретировать находки, с интересом слушают лекции и посещают экскурсии, которые проводят археологи. Определение некоторых тем докладов происходит непосредственно на раскопе. Так родились темы следующих рефератов: “Биметаллические изделия иткульских металлургов”, “Археологическая карта озера Иткуль”, “Каменный инвентарь с озера Иткуль”, “Технология изготовления наконечников стрел из меди”.
Начиная со второго года обучения, кружковцы, определившиеся с темами, работают над рефератами. Свои первые рефераты учащиеся пишут с руководителями кружков (объединений).
Старшеклассники, занимающиеся в объединениях более двух лет, пишут научно-исследовательские работы, глубже перерабатывая тему, привлекая более объемный материал. И в этом случае необходима научная консультация, руководство ученых. Кроме того, в процессе исследования возникает потребность в изучении научной литературы, знакомство с научными отчетами и коллекциями находок.- все это находится в специализированных институтах и лабораториях.
Первые слушатели рефератов – это кружковцы, на обсуждение которых выносятся работы юных исследователей. Лучшие доклады представляются на Уральские региональные археологические конференции школьников.
В 1997 г. данные конференции были возрождены и проходят регулярно (в 1997 г. – г. Полевской, в 1998 г. – г. Новоуральск, в 1999 г. – г. Полевской, в 2000 г. – г. Нижний Тагил).
На таких конференциях учащиеся получают первый опыт защиты своих работ, ведения дискуссий и общения с научной аудиторией, ведь среди слушателей не только школьники, но и ученые. Почетными гостями конференций в разные годы были: Н.А.Алексашенко, Г.В.Бельтикова, С.Б.Сериков, В.Д.Викторова, С.Н.Панина, которые дали высокую оценку работы конференций, отмечая основательность и детальность в подготовке юнх археологов
. О значимости конференций для региона говорит география участников: Пермь, Нижний Тагил, Новоуральск, Ревда, Екатеринбург, Челябинск, Полевской.Одним из результатов деятельности объединения стал школьный музей “Иткульской культуры древних металлургов”, который разрабатывался при консультациях ряда ученых-археологов: Г.В.Бельтиковой, С.Н.Паниной, В.Д.Викторовой.
Таким образом, неформальные научные объединения учащихся продолжают существовать и сотрудничать с учеными высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Хотелось бы высказать благодарность В.Д.Викторовой, Г.В.Бельтиковой, С.Н.Паниной и Н.А.Алексашенко, которые ради общей цели готовы оказывать содействие в развитии школьной археологии, поддержании интереса у учащихся к истории своего края. Но к сожалению вся эта работа построена на личных контактах, как нам кажется, этого не достаточно для полноценного творческого развития детей. Для того, чтобы результаты деятельности подобных объединений были стабильными и высокими необходимо, на наш взгляд, возродить в той или иной форме, ушедшие в прошлое Малые Академии Наук. От этого выиграют как дети, так и наука.
Пусть не все, кто занимается в научных объединениях учащихся, станут учеными, но они познают дух исследователя, умение поставить научную задачу, организовать поиск и достичь цели. Несомненно, что все эти качества пригодятся в жизни нашим детям, независимо от профессии, а мы должны создавать для этого все условия.