Благотворительность в индустриальных центрах на современном этапе развития российского общества
После начального этапа становления системы отечественного предпринимательства все чаще и чаще заходит речь о формировании "социально ответственного" бизнеса; бизнеса, осуществляемого в рамках высокой предпринимательской культуры, которая помимо соблюдения законов и взаимных обязательств предусматривает развитие благотворительности, вложение средств в общество, в среду некоммерческих организаций.
Развитие рыночных отношений происходит в условиях затянувшегося социально-экономического, общественно-политического и культурного кризиса. Государство не имеет возможностей (в основном, финансовых), чтобы разрешать весь комплекс социальных проблем, а имеющееся средства направляются на решение более концептуальных вопросов (выплата пенсий, зарплаты, пособий и т.д.). Поэтому выходом из сложившейся ситуации, на взгляд автора, может послужить формирование и развитие местной благотворительности, которая способствовала бы решению многих общественных проблем и началу становления социально-ответственного бизнеса.
В связи с этим в октябре-ноябре 1999 г., при поддержке фонда Евразия и фонда Мотта, в рамках проекта “Путь к успеху”, было проведено социологическое исследование. В результате было опрошено 30 руководителей бизнес-структур различных форм собственности и объемов оборотных средств.
Исследование показало, что подавляющее большинство (77%) опрошенных руководителей коммерческих организаций Нижнего Тагила занимались и занимаются благотворительной деятельностью, не смотря на тяжелое налоговое бремя, отсутствие реальных льгот благотворителям и поддержки со стороны государства. Однако столь высокий показатель становится возможным во многом благодаря следующим факторам.
Во-первых, давлению местных административных структур на бизнесменов с целью оказания адресной благотворительности муниципальным организациям социальной сферы, то есть практически Администрация города обязует предпринимателей в “добровольно-принудительном” порядке оказывать поддержку организациям, находящимся на муниципальном балансе.
Во-вторых, особое влияние оказывает субъективно-личностные приоритеты руководителя организации, основанные на психологической готовности оказать поддержку (35%) и субъективной оценке материального состояния своего предприятия (28%).
В-третьих, незначительным фактором является объективная социальная значимость оказываемой благотворительной деятельности (14%).
Более половины респондентов оказывают поддержку слабо защищенным слоям общества (ветераны, инвалиды, пенсионеры, дети-сироты и др.), а треть опрошенных, выражают готовность поддержать развитие спорта и здорового образа жизни. Такая поддержка со стороны коммерсантов вызвана простым гуманизмом и состраданием к просителям. Примечательно, что партии и организации политического толка не нашли практически никакой поддержки у местных предпринимателей так же, как и проблемы защиты окружающей среды, которыми, по мнению респондентов, обязаны заниматься местные власти.
Как показало исследование, бизнес-структуры Нижнего Тагила в первую очередь предпочли бы оказывать помощь некоммерческим организациям (48%), которые в силу своих уставных целей решают наиболее актуальные и злободневные проблемы в нашем обществе. Кроме того местные бизнесмены готовы активно помогать частным лицам ("людям с улицы") - более 44%.
Идея благотворительности в адрес государственных и муниципальных учреждений на местном и региональном уровне встречает гораздо меньшую поддержку со стороны бизнеса, так как, по мнению предпринимателей, данные организации должны финансово поддерживаться государственными органами власти.
Для большинства предпринимателей благотворительную деятельность удобнее всего осуществлять в денежной форме (60%), а также в форме предоставления необходимых товаров, материалов и услуг (40%). Это связано с тем, что данные виды ресурсов являются для них наиболее доступными.
В большинстве случаев (40,5%) предприниматели готовы заниматься благотворительной деятельностью в виде разовой помощи без какого-либо последующего контроля за расходованием средств. Но существуют и другие формы благотворительной поддержки, например, предоставление необходимых просителю средств в обмен на рекламные услуги (26%), или долгосрочное сотрудничество (15%).
Перспективы благотворительной деятельности, как на региональном, так и на федеральном уровне, будут зависеть от кардинальных изменений в отечественном налоговом законодательстве и в отношении государственных органов власти к коммерческим организациям.
Таким образом,
благотворительная деятельность, несмотря на экономический, социальный и культурный кризис, осуществляется и в перспективе примет еще более широкие рамки. Отечественные бизнесмены гуманно относятся к просителям и в большинстве случаев не отказывают им в помощи. Становление “социально-ответственого” бизнеса в регионе проходит в довольно-таки сложных условиях, но большинство бизнесменов понимает всю общественную значимость благотворительной деятельности и ее роль в формировании положительного имиджа своей организации.Тагильский бизнес с пониманием относится и к проблемам некоммерческого сектора. Местные коммерсанты поддерживают и готовы поддерживать организации третьего сектора.