О новом жанре учебной литературы – рабочих тетрадях по истории
Задача современного образования состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира. К сожалению, в традиционной школе сложилась ситуация разъединения предмета истории и способов организации деятельности ученика на уроках истории. Кроме этого, очевидна явная “отсталость” школьных учебников по истории от академической науки. Отсталость эта проявляется и в отсутствии “научности”, присущей истории как науке. Единственная аксиома школьных учебников – объективность и непротиворечивость, единственный способ получения знания, утвердившийся в школе – репродукция. Учебники не содержат в себе потенциала для развития у школьника исторического мышления. Возможным
выходом из системы жестко заданных рамок “точного” знания, по существу навязываемого школьнику, являются рабочие тетради по истории, выпускаемые с 1995 г. издательством “Шаг за Шагом”. Рабочая тетрадь – это новый образовательный жанр, но только в том случае, если он является самостоятельным пособием, а не дополнением и приложением к учебникам по истории.Рабочая тетрадь – это открытая система текстов, вопросов и заданий, обращенная к ученику, способная к качественному и количественному обогащению, перманентному преобразованию.
Преимущества рабочих тетрадей очевидны: это самый мобильный жанр из известных жанров учебной литературы. Они являются материализацией идей гуманистической школы, которая присуща концу ХХ столетия, поскольку на смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.
Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным полем развития ученика: всем своим конструированием, заданиями и вопросами она направлена на “соавторство” и “сотворчество”.
Включенность школьника, его “я” в осваиваемую историческую проблему через понимание её контекстов, через осознание мышления другого – все это задает индивидуальную траекторию образования школьника, создает особую мотивацию обучения. Кроме этого, каждая тетрадь обращена не вообще к ученику, а к конкретному школьнику, поэтому в тетради каждый ученик может найти материал, соответствующий уровню его развития и направленности интересов, а каждый учитель получает возможность индивидуализировать “обратную” связь. Имя и фамилия ученика, отмеченные на первой странице, рядом с именами авторов, ставит учащегося в ответственную позицию.
Центральным звеном рабочей тетради следует считать постановку проблем, для решения которых у школьников нет готовых средств. Итогом решения проблемы становится действительно самостоятельная интерпретация исторического факта, события.
Новизна рабочей тетради определяется всем тем потенциалом, который в ней заложен. Образовательный потенциал рабочих тетрадей по истории задается её научным, дидактическим, психологическим, коммуникативным и интегративным компонентами. Именно эти составляющие определяют её как новый образовательный жанр.
Наука об истории – наука о возможном бытии человека и человечества. Отсюда следуют такие особенности тетрадей по истории, как вариативность, уникальность и неповторимость (поскольку тетрадь предназначена каждому школьнику, она неанонимна и небезлика).
Основной задачей рабочих тетрадей является формирование исторического мышления. Осуществление этой задачи производится за счёт ряда исследовательских стратегий: источниковедческого, историографического, методического и психологического подходов.
Все вышеперечисленное относится только к тому типу рабочих тетрадей по истории, которые не являются дополнением к учебникам. К таким тетрадям относятся тетради Ю. Троицкого, К. Умбрашко, В. Молодина.
Данные рабочие тетради по истории содержат исторические источники по изучаемой эпохе – документально – методические комплексы, которые собраны в тетрадях по принципу трех противоречий: историографического, исторического и жанрового. Кроме этого, тетрадь задает работу учащихся с тремя разнотипными позициями: современника, потомка, иностранца.
Рабочая тетрадь – это соединение деятельностной модели с историографическим знанием. Чтобы понять сущность этого соединения, необходимо осознать научный потенциал нового образовательного жанра.
Прежде всего научный потенциал рабочих тетрадей по истории состоит в том, что впервые ученику предлагается заняться реальной деятельностью историка – работой с историческими источниками и написанию собственного внутренне непротиворечивого исторического описания. Деятельность историка – это диалог с текстами, с другими сознаниями, это расшифровка языка чужой эпохи, её собственных
понятий и её специфической логики. Именно эта деятельность моделируется учениками в рабочих тетрадях.Ученик, работая с текстами, которые собраны по принципу противоречия, формирует те же стратегии, которые присущи историку.
Кроме этого, научность тетради задается её проблемностью. Во всех тетрадях, даже при соблюдении линейности описываемых событий, выбраны проблемные вопросы. Например, ученику предлагается сравнить системы ценностей египтян и индийцев или законы Ману и Хаммурапи. Подобный подход к проблеме показывает ученику неоднозначность истории.
Рабочие тетради – пособия исследовательские по своей направленности. Они представляют собой по замыслу – систему историографического формирования знания. Ученик, работающий с тетрадью, учится выявлять и ставить проблему, искать известные и необычные пути достижения цели, делать умозаключения, не считая их непременно достоверными. Рабочие тетради ставят ученика в позицию исследователя через равенство и рядоположенность его интерпретаций интерпретациям Геродота и Нестора. Рабочие тетради, заполненные школьником, позволяют ему осмысливать собственную деятельность, побуждают к самоанализу.
Важно отметить, что ученик одновременно формирует историческое мышление и овладевает способами деятельности историка.
Также следует отметить такую возможность рабочей тетради как её интегративность. Интегративность тетради рассматривается в трех вариантах. Во-первых, тетрадь содержит разнообразные варианты работы с другими науками, во-вторых, тетрадь предоставляет ученику
возможность лингвистического, топографического, графического исследования. В-третьих, ученик при помощи разных текстов может овладеть различными языками описания.Для продуктивной деятельности учителя и ученика необходима работа с тремя компонентами знания, которые содержатся в тетрадях по истории. Эти компоненты можно обозначить как номотетический, герменевтический и майевтический. Таким образом, тетрадь задействует все компоненты знания от - точного (карты, хронологии) до личностного (мотивированного отношения к предмету).
Внутренняя диалогичность тетради и реальный диалог в классе, основанный на версиях детей, позволяют создать такое общее коммуникативное пространство, которое делает каждого его участника равноправным собеседником.
Используя весь потенциал рабочих тетрадей, учитель может помочь ребенку не только сформировать историческое мышление, но и личностное отношение к прошлому.