проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Родионов Н.А.(Ижевск)

Историческое краеведение и изучение связей Урала с дальним и ближним зарубежьем

Уральское историческое краеведение, как показывают исследования ряда авторов (Н.Н. Тагильцева, К.К. Каримов и др.), прошло длительный путь. Традиции краеведческой работы складывались еще в ХIХ в. и получили развитие в последующий период. 1920-е гг. стали временем активного и широкого развертывания работы по изучению исторического прошлого региона. Повсеместно проводится сбор, концентрация и научная систематизация ценных материалов. Налаживают деятельность различные краеведческие комиссии, кружки и общества.

Следует подчеркнуть, что на этом пути было много препятствий объективного и субъективного характера. Процесс познания исторического прошлого Урала происходил трудно, методом проб и ошибок, дискуссий и обсуждений. Приходилось вести полемику и с теми, кто рассматривал вопросы изучения края как бесполезное дело, дело совершенно невозможное.

В ХIХ - ХХ вв. был накоплен значительный опыт по освещению истории отдельных предприятий, городов, сел и других локальных территориальных субъектов. Усилиями многих ученых и краеведов-сподвижников были подготовлены и изданы ценные труды по самым разным проблемам исторического прошлого и современного развития Урала.

На нынешнем этапе, когда общественное сознание все глубже ориентируется на прошлое, роль исторического краеведения неизмеримо возрастает. Одновременно ставятся вопросы о переосмыслении существующего опыта, поиске новых объектов и направлений историко-краеведческой исследовательской деятельности, а также повышении ее эффективности.

В условиях расширяющихся интеграционных процессов между государствами и народами, одним из перспективных направлений является изучение в рамках исторического краеведения вопросов становления и современного функционирования связей Урала с дальним и ближним зарубежьем. Данная проблема начала подниматься в региональной историографии еще в 1920-е гг., и вызывает сейчас все более активный интерес исследователей. Различные аспекты развития связей Урала с зарубежьем представлены в исследовательском направлении исторического краеведения. Более того, указанная тема, на наш взгляд, может быть полновеснее и намного шире включена в практику деятельности краеведческих обществ, а также при проведении работы в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях.

Важность и своевременность постановки и изучения этой проблемы исходит также из необходимости определенной реанимации деятельности поисковых отрядов, клубов друзей мира, клубов интернациональной дружбы (КИД). Многочисленные общественные объединения созданные на Урале в 1960-1980-е гг. за время своего существования внесли определенный вклад в развитие и укрепление внешних связей региона. Накопленный ими опыт заслуживает внимания и представляет интерес в современных условиях. Еще не до конца исчерпаны возможности КИД и других общественных объединений и в решении воспитательных задач.

Историческое краеведение нуждается в новых формах и направлениях деятельности. При освещении историко-краеведческих сюжетов прошлого и современного развития Урала необходимо активнее выходить за ограниченные, замкнутые рамки границ региона. В целом изучение истории и традиций взаимосвязей между народами будет способствовать повышению культуры интернационального общения.




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz