проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

Шигина А.Н.(Екатеринбург)

Сюжетно-ролевая игра как форма участия детей в реальной деятельности

Многофункциональные возможности игры как обучающего и воспитательного средства издавна привлекает педагогов. В наше время проблемы использования игры в качестве развивающего “активизатора” горячо обсуждались во второй половине 90-х годов ХХ века: широко освещались в специальной литературе, периодической печати. И сегодня тема игры, ее многофункциональных обучающих и воспитательных возможностей, по-прежнему приоритетна: особенно для дошкольных учреждений. Игра “работает” на “схему периодизации возраста” (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Именно игровой тип деятельности – ведущий для детей, посещающих ДОУ.

Творческая активность, накопленная ребенком в играх, ориентирует его впоследствии на проявление инициативы в общественно-полезной и учебной деятельности, обеспечивает комфортный переход от одного возрастного периода к другому. Способствует развитию мышления, кругозора, ловкости и силы, формирует необходимые умения и полезные привычки.

Определяя игру как средство развития, обучения, воспитания детей, педагогика традиционно считает, что “игра - отличное дополнение к учебному процессу”.

В источниках многократно подчеркивается условная природа игры. “Игра – мнимая ситуация”, “игра - это модель, имитация…” “Ребенок играет воображаемые ситуации…” “Ролевые игры – это игры “в кого-то”, “во что-то” (“в войну”, “в партизаны”, “в моряков”, “в школу”). “В игре трудный момент – распределение ролей…” “В распределении ролей приемлемы следующие варианты: назначение, распределение сообща, жеребьевка…”.

В специальной литературе упоминаются такие игры, содержание которых формируется с учетом “социального контекста”. Чтобы познакомить участников с конкретным событием, им, например, предлагают:

1. Посмотреть снятый фильм, или видео материал;

2. Вспомнить случай, свидетелем которого они были…

Так создаются варианты модели современной имитационной игры.

В ДОУ № 28: педагоги широко используют в учебно-воспитательном процессе игру, “как способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство развития и воспитания”. В “репертуаре” дошкольников - познавательные, интеллектуальные, спортивные игры, игры для интенсивного обучения, для активного отдыха, игры-проекты, забавы, конкурсы, КВН и т.д. Но ведь в то же время с самого начала работы площадки национально-региональный компонент стал влиять на механизмы реализации нового содержания. Обновление способов взаимодействия, сотрудничества детей и педагогов произошло во всех видах деятельности. В том числе – и в игровой. Это выразилось, прежде всего, в новых подходах к самому понятию “игра”.

Уже говорилось, что национально-региональный компонент выявляет свое содержание через образ: программа – есть жизнь, жизнь – есть программа”. Это значит, что сельский ребенок с раннего детства получает объемное, многомерное и многоуровневое представление о реальной окружающей действительности, накапливая эту действительность в себе в естественных контактах с нею.

Таким образом, содержанием учебно-воспитательного процесса становится жизнь села во всех ее проявлениях. А его “субъектом” - дошкольник: в качестве “действующего лица” происходящих жизненных событий и ситуаций; лица – сопереживающего, переживающего, принимающего в событиях деятельное участие.

Такое понимание образовательной задачи уже в начале эксперимента стало корректировать представление педагогов о традиционных подходах к игровой деятельности.

Эксперимент учитывает специфику содержания комплекса прогамм: жизнь предлагает детям считать себя действующими лицами в конкретных, реальных жизненных ситуациях, событиях, в которых они остаются “сами собой”, проживают, переживают, поступают от “своего имени”, “своего лица”, своего “Я”, дают оценку происходящему как участники событий. Можно сказать: “играют роль самих себя”.

Формально такую форму игровой деятельности в режиме эксперимента можно сопоставить с моделью “имитационной игры с социальным контекстом”. Но с другой стороны, любой социальный контекст в экспериментальной деятельности развивается в обстоятельствах, которые не имитируют действительность, но есть действительность на самом деле.

Участие в сельских праздниках, туристических слетах и спортивных соревнованиях, посещение сельскохозяйственных производств с целью знакомства с односельчанами и их делом, концерты на фермах, в механической мастерской, подготовка к встрече и прием гостей-старожилов, разучивание с ними народных песен, рыбная ловля на реке, старинные игры на лесной поляне – каждая из программ предоставляет педагогам – “драматургам” и “режиссерам” большой жизненный материал для игровых сюжетов.

Новое игровое содержание значительно меняет представление о способах организации развивающей среды: возможностях использования принципов развивающего дифференцированного, личностно-ориентированного обучения и воспитания. У педагогов появляются новые творческие задачи: как сориентировать во время игры детей на общение друг с другом, со взрослыми на улице, на сельской площади, в производственном помещении, среди незнакомых людей. У ребенка могут появиться новые неожиданные мотивации, подсказанные жизненным сюжетом, неординарные оценки, желание импровизировать.

Особенно эффективны в этом смысле “игровые сериалы”: сюжетно-ролевые игры, которые развиваются во времени: в течении нескольких месяцев, иногда и целого года. Например, сюжетно-ролевые сериалы “Еду- еду к бабе, к деду” (рассчитанный на воспитанников младшей группы), “Полеты наяву” (средняя и подготовительная к школе группа) – в программе “И сердце наше отзовется”.

Каждая следующая часть этих сериалов в общей цепочке игры выполняет свою педагогическую задачу: ориентирует детей в ситуации, в пространстве, развивает коммуникативность, дает представление о культурно-гигиенических навыках, культурном поведении, формирует социальный опыт, мотивирует на трудовую, познавательную, фольклорно-музыкальную деятельность и т.д.

Во многом меняется в новых условиях и роль педагога. Он – и специалист, и “действующее лицо” сюжета, и режиссер – организатор “живой” развивающей среды, и педагог, исподволь направляющий ход игры, четко реагирующий на поведение детей, их реакции.

Известная исследовательница игры детей дошкольного возраста Д.В.Менджерицкая считала содержание детской игры одним из важных компонентов игровой деятельности. Она же придавала особое значение влиянию на содержание игры воспитателя, педагога.

Безусловно, новая интерпретация сюжетно-ролевой игры, выводящая детей в творческой деятельности в реальную сельскую действительность, требует от педагога творческого настроя, смелого экспериментаторства.

Успех обеспечат пристальное внимание к жизни сельского социума, умение сделать интересный отбор жизненных ситуаций, событий, в которых дети смогут принять участие, точное определение психолого-педагогических целей и задач, вдумчивый подход к разработке сюжета, активное эмоциональное творческое взаимодействие с детьми во время игры.

Следует также отметить, что один из главных принципов предложенного варианта – участие в игровых ситуациях взрослых: родителей, бабушек и дедушек, работников ДК, представителей сельской общественности.




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz