Уральский пейзаж в контексте истории (по творчеству пермского художника Ю.А. Новинькова)
Юрий Новиньков - пермский художник-пейзажист, в творчестве которого сильна историческая тема. Почти половина жизни Ю. Новинькова связана с музейным делом. С 1977 г. он работает как художник-экспозиционер в музеях Чердыни, Красновишерска, Краснокамска и Пермском областном краеведческом музее (ПОКМ).
Подобная направленность творчества объясняется глубоким интересом Юрия Алексеевича к историческим местам родного Прикамья, стремлением запечатлеть в своих работах тончайшие штрихи традиционной культуры края.
В недавнем разговоре в творческой мастерской Юрия Алексеевича он вспоминал: “Я с детства твердо знал, что буду художником, и в школьном сочинении когда-то написал: “Хочу быть художником. Как Суриков”. Исторические темы любил, поэтому, наверное, и стал близок к музею”. В этом искреннем признании для нас важно не соотношение величин, а определение направленности поиска, мировоззренческая позиция.
В настоящее время художник находится в счастливой поре своей творческой зрелости, о чем свидетельствуют его большие персональные выставки - “Художник и музей” (к 20-летию творческого союза Ю.А. Новинькова с ПОКМ), г. Пермь, февраль-март 1999 г.; г. Пермь, февраль 2000 г.
Диапазон его творчества достаточно широк: архитектурные и природные пейзажи, рисунки; точные и лаконичные этнографические зарисовки, наброски, живописные этюды, музейные реконструкции 70-х и 80-х годов; программные живописные полотна 90-х годов, в которых мощь “седого” Урала воплощена в декоративном ключе.
В своем творчестве Ю. Новиньков талантливо воплощает умение видеть прекрасное в самых простых и, на первый взгляд, не приметных проявлениях окружающего мира, создает у зрителя особое настроение прикосновения к гармонии природных стихий и естественно вплетенной в них человеческой жизни. В любой из работ подмечена характеристика местности, конкретного селения, дома и его хозяев, больше пожилых людей, чаще всего старушек, что придает его творчеству особую трогательность и душевность.
Ежегодные поездки по Прикамью, знание своей земли, позволяют художнику создавать работы, в которых нет умозрительной сочиненности, а есть простота и композиционная ясность, точность видения. Путешествия, поездки на творческие дачи, экспедиции, встречи расширяли кругозор, оттачивали его художественное мастерство. Вспоминая совместные поездки, известный пермский художник А.Тумбасов вспоминал, что Ю. Новиньков был “неутомим и скор на зарисовки, наброски и живописные этюды, сделанные буквально на вскидку карандаша, очень живыми, подвижными штрихами, во время переходов и на остановках экспедиций”.
В 1979-1992 гг. в составе экспедиций ПОКМ Юрий Алексеевич побывал в более чем 150 населенных пунктах Чердынского, Красновишерского, Усольского, Лысьвенского, Чусовского, Верещагинского, Пермского, Суксунского, Осинского, Сивинского районов области и Кезского района Удмуртии.
Графические рисунки и живописные этюды, выполненные во время поездок, составляют богатейшую коллекцию по истории и этнографии Прикамья. Личный фонд Ю. Новинькова в ПОКМ насчитывает свыше 1500 единиц хранения - это графика, фотодокументы, монтажные листы, эскизы экспозиций.
Особенности работы художника-экспозиционера в значительной степени повлияли на формирование художественного языка и особого стиля Юрия Новинькова.
В 1977 г. он приглашается в Красновишерск для работы над экспозицией создаваемого городского краеведческого музея. Но в связи с малым количеством экспонатов работа вышла за рамки чисто оформительской. Юрий Алексеевич отправился в экспедиции, где занялся сбором предметов для будущего музея. Именно в тот период удалось найти и, в последствии, донести до потомков сохранившиеся фотографии людей, стеклонегативы, наборы предметов охотничьего промысла, чугунные колонны и чушки, оставшиеся от взорванного Кутемского завода, где позже располагался лагерь политзаключенных.
Музей был открыт в 1980 г. и до сих пор восхищает посетителей талантливым воплощением экспозиционного замысла художника. В этой работе сформировалась интересная особенность творчества Юрия Алексеевича - он стал воспринимать предметы, музейные экспонаты не только визуально, но и “на ощупь”, видеть и изучать их как археолог, этнограф, настоящий историк.
В работе над музейной экспозицией Ю. Новиньков сталкивается с целым рядом специфических вопросов и проблем, в разрешении которых самостоятельно постигает премудрости “выставочного режима”, находит интересные пути представления разноаспектного материала, рельефно выделяя удачные краеведческие находки научных сотрудников музея.
Профессор Пермского госуниверситета Г.Н. Чагин, знающий Юрия Алексеевича много лет, говоря о времени его работы в Красновишерске, вспоминал “как “мучился” художник в неприспособленных помещениях, и как все же удачно размещал экспонаты, тексты”.
Решая эти сложные вопросы Ю. Новиньков создает свою систему оформления музейной экспозиции: он оставляет исторически достоверную деталь, вносит при этом условный сюжет, создавая образ предложенной темы.
Многим посетителям памятны выставки, над оформлением экспозиций которых работал Юрий Алексеевич: “Осветительные приборы” (ПОКМ), “Пермская деревянная скульптура” (ПГХГ), “Традиционная книжность и культура старообрядчества” (ПОКМ, МГУ), “Городской костюм” и др.
В последние годы с участием Ю.А. Новинькова была развернута большая работа в Чердынском краеведческом музее имени А.С. Пушкина, который насчитывает более чем вековую историю и имеет богатейшие и интереснейшие фонды.
Линия исторической темы в творчестве Юрия Новинькова естественным образом переходит и в станковые авторские произведения 90-х годов, в которых ярко выразилось зрелое мастерство живописца. В картинах запечатлены прикамские исторические места, пейзажи Урала, камни и скалы, храмы и монастыри, мир вечных ценностей; спокойная, величавая торжественность Мироздания.
Мир этих образов рождается в новых путешествиях. Ежегодно с 1992 года пленэрная группа пермских художников “Семь - я”, созданная при активном участии Юрия Алексеевича, ездит на этюды по р. Вишере и Вишерскому заповеднику, древним прикамским городам. Здесь, в восхищении перед этой первозданной красотой рождались такие картины как “В лучах заката”, “Колчимский камень”, “Возвращение”, в которых художник использует язык тонких философско-поэтических обобщений.
Картину “Колчимский камень” (1992-1995) Юрий Новиньков считает одной из своих программных работ. Ритуальное место, святилище древних вогулов поразило воображение художника еще в 70-е годы. В этом образе выражена сила и крепость нашей уральской земли, ее монументальная красота.
Природный мотив используется Юрием Алексеевичем, чтобы “войти” в пространство холста и показать бесконечное количество новых соединений, “живописных фраз”. Строгий, сдержанно-холодноватый колорит вызывает настроение возвышенной устремленности, удивительной цельности и масштабности окружающего. Приемы декоративизма, столь органичные в данном случае, вызывают ассоциативные связи с образами русской живописи рубежа XIX-XX веков.
Особенно в этом плане следует отметить большое полотно “Возвращение” (1997), в котором с большой проникновенностью звучит тема памяти, тема духовного возрождения и возвращения к святыням, так близкая сегодня нашим соотечественникам. Она решается через символику образов языческих божеств, через обращение к мифологическим пластам культуры.
Интересны также акварели художника, в которых ему удается отобразить как красоту и неповторимость запечатленного объекта, так и свое внутреннее настроение, переданное зрителю через холст. Среди лучших работ необходимо назвать “Полдень в деревне”, “Двор усадьбы Э. Нечаевой”, “В деревне Шантары” и другие.
Среди акварелей есть этюдные работы, которые поражают своей композиционной и художественной законченностью, целостностью; в небольшом пространстве этюда внимательный зритель обязательно найдет откровения души художника, выраженные спокойно и доверительно.
В гранях художественного дарования Юрия Алексеевича виден человек цельный, спокойный, уравновешенный. Черты его характера - удивительная скромность и немногословность нашли свое отражение в некрикливых полотнах, лаконичности его картин, сдержанной красоте нюансов цвета, в отсутствии суетливой погони за конъюнктурными творениями. Он остается верным себе, своим художественным принципам, традициям русской реалистической школы живописи, что и подтверждает своим искусством.