Трансформация региональной системы народного образования в годы Великой Отечественной войны (на примерах Урала)
В годы Великой Отечественной войны в работе региональной системы народного образования произошли значительные изменения. Начало военных действий обусловило объективный процесс ее свертывания. В 1943 году коллективы студентов вузов Урала составляли 91%, учащихся ссузов - 79,9%, школьников - 69,2% от уровня 1940 года.
1 Серьезному сокращению подвергся профессорско-преподавательский корпус, на много уменьшилась материально-техническая база учебных заведений. Однако по ходу развертывания событий эта негативная тенденция была остановлена и к концу войны образовательный потенциал края был почти восстановлен. Более того по целому ряду показателей имело место превышение довоенных цифр.За счет эвакуированных учебных заведений усилилась региональная вузовская система. На Урале побывали 46 вузов, включая многие флагманы высшего образования СССР. В Свердловске размещались Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Военно-воздушная академия им. Н.Е.Жуковского, Киевская консерватория; в Ижевске - Московское высшее техническое училище им. Н.Э.Баумана; в Уфе -
I-й Московский медицинский институт; в Челябинске - Сталинградский механический институт; в Перми - Ленинградский военно-механический институт и др. Между местными и прибывшими вузами устанавливались отношения делового сотрудничества, что способствовало совершенствованию научно-педагогической деятельности и учебно-воспитательного процесса.Большинство приезжих институтов и университетов, реэвакуируясь на места прежней дислокации, оставляли часть учебного оборудования, преподавательских кадров и студентов. Это привело к расширению вузовской сети уральского региона с 48 до 60 учебных заведений. Перед уральскими студентами впервые распахнули двери новые институты в Свердловске, Челябинске, Уфе, Чкалове, Кургане, Нижнем Тагиле и Шадринске. Среди них: 5 промышленных, 2 медицинских, сельскохозяйственный, педагогический, юридический и театральный.
Как производительная сила проявила себя вузовская наука. В годы войны центр научно-исследовательской работы ученых высших учебных заведений был перенесен на промышленные предприятия. Это привело к возникновению новых форм интеграции науки с производством, выразившихся в достаточно четких и определенных формулах: институт - завод; кафедра - цех. Огромный вклад в развитие военно-промышленного комплекса страны внес крупнейший вуз региона - Уральский индустриальный институт. Работавшие в нем специалисты оказали за годы войны техническую и консультативную помощь 400 уральским заводам и стройкам. Они плодотворно сотрудничали с трудовыми коллективами Уральского алюминиевого завода, Ново-Тагильского и Лысьвенского металлургических заводов, Уралмаша и др. Всего за годы Великой Отечественной
войны ученые Уральского индустриального института выполнили около 700 научно-исследовательских работ.Научно-техническим центром являлся Магнитогорский горно-металлургический институт. Здесь за годы войны было выполнено 204 научно-исследовательские работы, внедренные на местном металлургическом комбинате. Среди научных достижений магнитогорцев: создание новых технологий массового производства броневой стали; повышение стойкости мартеновских печей; разработка новых марок сталей и профилей проката для танков “КВ” и “Т-34”. Своими научными исследованиями всемерно способствовали совершенствованию отечественного танкостроения и высшие учебные заведения Челябинска. Постоянную помощь конструкторному бюро Кировского завода оказывали ученые механико-машиностроительного института и института механизации и электрификации сельского хозяйства.
Активную помощь развитию промышленности, сельского хозяйства, медицины оказывали уральские университеты и педагогические институты, 1/3 всех научно-исследовательских работ которых субсидировалась военными организациями. Нередко поиск ученых приводил к оригинальным и очень полезным результатам. Так в Уральском университете доктор физико-математических наук, профессор А.А.Яговкин сконструировал несколько приборов по аэронавигации и самолетовождению, применение которых значительно улучшило ориентировку летчиков при ведении воздушного боя. Практическое применение имели открытия его коллег: профессора С.В.Карпачева, предложившего новый экономичный способ получения алюминия, профессора С.П.Мокрушина, создавшего специальную смазку против запотевания очков противогазов и др. Значительную научно-исследовательскую работу, направленную на нужды обороны страны провели сельскохозяйственные вузы Урала: Башкирский, Молотовский, Свердловский и Чкаловский. Неоценимый вклад в дело организации здравоохранения региона, а также в процесс восстановления здоровья раненых бойцов Красной Армии внесли действовавшие на Урале 4 местных (Свердловский, Молотовский, Башкирский, Ижевский) и 2 эвакуированных (Киевский, Харьковский) медицинских вуза.
2Постепенно была стабилизирована сеть средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ. Их контингенты учащихся в 1945 году составляли соответственно 108% и 71,6% от довоенного уровня.
3 В целом, система образования Урала, несмотря на трудности военного времени, доказала свою жизнеспособность и заняла солидное место в общероссийском образовательном потенциале. К концу войны в регионе насчитывалось 14,3% высших учебных заведений и 16,1% средних специальных заведений, совместно подготовивших 10% всех российских выпускников. В областях и республиках Урала работало 14,9% общеобразовательных школ.4_____________
1
Подсчитано автором по опубликованным и архивным материалам.2
Сперанский А.В. Ученые - фронту: вузовская наука Урала в годы Великой Отечественной войны // Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития. Екатеринбург, 1999. С.210-215.3
Сперанский А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Екатеринбург, 1996. С. 38, 40, 92, 108.4
Сперанский А.В. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны: Дис. ... д-ра ист. наук. Екатеринбург, 1997. С. 9.