проект Ahey©

Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.

 

В.А. Зверев (Новосибирск)

Задачи и источники изучения истории родного края в общеобразовательных школах Сибири

Преподавание истории в общеобразовательной школе не должно ориентироваться преимущественно на изучение анонимных “готовых знаний” – таково убеждение многих современных теоретиков и практиков. Немалая часть того, что в учебниках и в методической литературе подается как истинное знание, на поверку оказывается заблуждением. Любая готовая реконструкция исторических событий или процессов – только одна из возможных интерпретаций, и непонятно, почему ученики должны усваивать именно ее. Альтернативой следует признать ориентацию образовательных программ на знакомство учеников с ремеслом историка, на формирование исторического мировосприятия и миропонимания (мышления). В частности, очень продуктивным является введение в школьный курс элементов исследовательского поиска – совместного поиска учеников и педагогов ответов на вопросы, которые ставит жизнь.

Наиболее естественным полем для приобщения подростков к элементам исследовательского подхода являются курсы регионального и школьного компонентов в системе гуманитарного образования. В структуру регионального компонента в Новосибирской области и в ряде смежных областей введен курс “История Сибири”. Он дополняется во многих школах основными либо факультативными курсами истории родного края, местной истории. В напечатанных недавно издательством “Инфолио-пресс” пособиях Учебно-методического комплекта “Сибирь: 400 лет в составе России” (авторы – В.А. Зверев, А.С. Зуев, В.А. Исупов, И.С. Кузнецов, Ф.С. Кузнецова) предусмотрены задания творческого, исследовательского характера. Например, в учебнике для 8 класса: “Выясните, какие органы местного самоуправления действуют в вашем городе, сельском районе, поселении. В чем их отличие от крестьянского самоуправления досоветской эпохи? Бытуют ли в вашей местности устные рассказы о том, при каких обстоятельствах появилось поселение, кем были его первые жители, как оно получило свое название? Запишите эти рассказы и сравните их с тем, что об этом известно из научной литературы, музейных материалов, рассказов учителя” и т.д.

Наиболее заинтересованные и способные ребята, проявившие себя в процессе изучения курсов региональной и местной истории в 7 – 9 классах, в старшем звене полной средней школы могут заняться более глубоким систематическим исследованием какой-либо важной историко-краеведческой темы. Необходимое условие для этого – научное руководство высококвалифицированного учителя или научного работника. В школах Сибири накоплен богатый опыт организации исследовательской работы учащихся в кружках и на индивидуальной основе. Заслуживает высокой оценки деятельность новосибирских педагогов А.Ю. Майничевой (школа-колледж № 130), Т.Г. Рубинштейн (лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН), Т.Г. Царевой (школа-лицей № 22) и др.

Некоторые педагоги, включившись в такую работу, сетуют на недоступность исторических первоисточников. В значительной степени это надуманная проблема – источниками по недоразумению считают почему-то лишь архивные материалы. Следует осознать, что в качестве первоклассных источников для изучения многих актуальных тем выступают следующие легкодоступные комплексы: ландшафтная и природно-климатическая среда, испытавшая сильное антропогенное воздействие; архитектурная и поселенческая (градостроительная) среда; устные источники - топонимы, антропонимы, фольклор, воспоминания; археологические, этнографические и историко-бытовые коллекции предметов, собранные в музеях; материалы опросов населения и личных наблюдений; периодическая печать, в том числе местная, и иные опубликованные письменные источники. Всегда есть возможность, во-первых, мобилизовать ранее уже выявленные и систематизированные материалы; во-вторых, самостоятельно собрать никому неизвестные источники, провести их обработку и осмысление.

Результаты любого грамотно проведенного исследования будут обязательно востребованы в рамках самих школьных курсов региональной и локальной истории, найдут отклик у местной общественности. В любом регионе есть возможность познакомить с этими результатами и сообщество ученых-историков. Так, в Барнауле ежегодно проходит краевая научно-практическая конференция школьников по краеведению. В Новосибирске на конференцию городского Общества учащихся “Сибирь” ежегодно представляется несколько десятков интересных работ. Недавно редакция журнала “Сибирская горница” учредила денежную премию имени Н.П. Литвинова (дореволюционный новониколаевский издатель) за лучшие студенческие и ученические сочинения по истории Новосибирска и Новосибирской области, имеющие научно-исследовательский характер. Премии будут присуждаться каждый год в мае. Наиболее интересные работы журнал предполагает публиковать на своих страницах.

 

 




Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz